Главная
Лирика Древнего ЕгиптаНерукотворный памятник Утончённость любовной лирики и женщины в древнеегипетской поэзии Счастье в земном мире и бренность всего земного Поэтические приёмы древнеегипетской лирики
|
Лирика Древнего Египта
Нерукотворный памятник Восемнадцать веков отделяют Пушкина от Горация. Возможно, такое же время отделяет Горация от его египетского предшественника. Любопытно, что знаменитая ода Горация во многих отношениях ближе к «Прославлению писцов», чем к пушкинскому «Памятнику». Это далеко не единственный случай, когда мотив, прозвучавший впервые в древнеегипетской поэзии, находит своё развитие в позднейшие века.
Утончённость любовной лирики и женщины в древнеегипетской поэзии Общее стремление к утонченности сказывается и в любовной лирике: она подвергается искусной литературной обработке, что, возможно, доказывает широкое распространение грамотности. Ее словарь, правда, заимствован из народной речи эпохи Нового царства, сменившей «классический» литературный язык. В то же время она тесно связана с культовыми песнопениями и гимнами, прежде всего в честь богини любви, музыки, танцев и веселья, покровительницы женщин — Хатор.
Счастье в земном мире и бренность всего земного Еще сравнительно недавно о египтянах писали как о народе, для которого «существование после смерти казалось всегда важнее, чем земное бытие». Нет ничего ошибочнее подобного представления. И лучше всего опровергают это заблуждение любовные песни. Их мог создать только народ, который жаждал вкусить долгую, счастливую жизнь на земле. Даже из вечного мрака преисподней египтяне хотели возвратиться в свой земной мир, распростертый под вечно голубым небом и залитый яркими благостными лучами солнца.
Поэтические приёмы древнеегипетской лирики Древнеегипетские песни и гимны, вероятно, исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов: тимпанов, лютен, систров. Метрическое строение отдельных строф определить сейчас трудно, даже невозможно, так как египтяне, подобно некоторым другим восточным народам, например евреям, не выписывали гласных звуков, имевших в их языке подчиненное значение. Каждое слово, видимо, имело ударяемую гласную, которая могла быть долгой в открытом слоге и краткой в закрытом.
|