Семь заветных слов   Слова талантливого проповедника дают больше прибыли, чем дела работяг. (Георгий Александров)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Скептический фидеизм Монтеня
Философские идеи Монтеня
Народность искусства как проблема эстетической теории
Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
Особенности русской философии
Философия В. Соловьева
Культура и гуманитарное знание




Татьяна Латукова - детектив Ведьма в лесу
Остросюжетный роман
Татьяны Латуковой
ВЕДЬМА В ЛЕСУ

Философские разговоры

Философия и поэзия Омара Хайама  
В своих философских взглядах Омар Хайям был последователем Аристотеля и Ибн Сины. Он признавал творца как источник первого толчка жизни, однако материалистически трактовал причинную связь явлений и признавал реальное существование объективного мира. Четверостишия Омара Хайяма отнюдь не являются иллюстрацией к его философским взглядам, как считают иные авторы. Поэзия Омара Хайяма - целый мир человеческих переживаний, которые переплетаются в многообразной и остроумной гамме поэтических метафор, олицетворений и сентенций.

Мишель Эйнем из замка Монтень  
Современниками Монтеня были Леонардо да Внчи и Джордано Бруно. Ему было 10 лет, когда Коперник опубликовал свою книгу «Об обращении небесных сфер», он мог общаться со свидетелями дружбы Томаса Мора и Эразма Роттердамского. В конце жизни он мог читать труды Галилея по астрономии и слышать о восстании в Испании, возглавляемом Кампанеллой.

Скептический фидеизм Монтеня  
Скептицизм для Монтеня не идеал, это точка оттолкновения, рубеж, подлежащий преодолению. Погрузившись в мир без истины, Монтень показывает всю его практическую неуютность и невозможность найти критерии каждодненвого поведения среди людей. Но, в отличие от скептиков, вопрос об истине он не снимает, хотя и не создает своей собственной доктрины. По мнению Монтеня, если истина существует, то она одна, едина и неделима.

Философские идеи Монтеня  
Монтень создает свою собственную этику: отвержение и неприятие зла, чуждость эгоцентризму и самолюбованию. Непрерывная цепь связывает людей в природный субстрат. Отсюда отказ от жестокости, вероломства, тщеславия, ревности, от позиций палача и преследователя.

Народность искусства как проблема эстетической теории  
Понятие «народ» непосредственно сопрягается с идеей общественного, культурного прогресса. По существу, в этом понятии получают конкретное воплощение и идея преемственности общественного развития. Вполне понятно, что, применяя категорию «народ» и связанные с ним понятия к интересующей нас области исследования — эстетике, мы должны конкретизировать эту общую идею обеспечения поступательного и в то же время преемственного хода человеческого развития. Народными в этом смысле мы называем такие явления художественной культуры, искусства, которые создаются в русле как обще-социального, так и собственно художественного прогресса на определяющих его направлениях.

Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество  
Сегодняшнее переосмысление социально-политических и экономических реалий не может не сопровождаться переосмыслением и того, что относится к сфере более глубинной, т. е. философской. Здесь также накопилось немало устаревших стереотипов и догм, которые нуждаются в критическом анализе в свете современного материала, а также с учетом ставших достоянием широкой общественности философских источников, прежде всего русской религиозной философии. Особенно актуальна задача философской трактовки творчества - ведь последний период развития нашего общества характеризуется небывалыми по своему масштабу и новизне социальными преобразованиями, имеющими, несомненно, по меньшей мере в какой-то части творческий характер.

Особенности русской философии  
Вопрос о своеобразии русской философии, ее особенностях имеет более чем вековую историю. С 40-х гг. прошлого века, когда русские философы занялись изучением истории философской мысли в России, сразу встал вопрос о том, можно ли говорить о русской философии как самобытном и оригинальном явлении, или же более правильно говорить о философии в России, т. е. о существовании в России философских идей, корни которых лежат не в России, а за ее пределами, в России же они лишь распространяются, но не рождаются.

Философия В. Соловьева  
В истории философии не так легко выделить имена тех мыслителей, чья жизнь полностью соответствовала бы их учению, хотя н ясно, что абсолютного совпадения быть не может, а, исходя из сущности человека, вероятно, и не должно, но важно другое — максимальная близость слова и дела. В этом отношении для нас представляет существенный интерес обращение к такой яркой личности прошедшего столетия, как Владимир Соловьев (1853 — 1900), философу и поэту, публицисту и литературному критику.

Культура и гуманитарное знание  
С тех пор как философия непосредственно занялась проблемой техники, включив тем самым в свой теоретический обиход понятия «технократизм», «техногенность» и т. д., прошло достаточно много времени. Без особых затруднений философии удалось установить, что техника и все, что связано с ее предъявленностью человеку и культуре, не такие уж простые и безобидные вещи, как это виделось поначалу. Выяснилось, например, что образная система, способы выражения и результаты техники уже давно развиваются на своей собственной основе и что они все менее зависят от гуманитарной сферы существования общества...





   • Начало  • Философские разговоры  


  Лирика Древнего Египта  |  Ораторы Древней Греции  |  Русские былины  |  Философские разговоры
Слово Пушкина  |  Литературная гостиная  |  Лингвистика
 
  © Семь заветных слов, 2009-2016.
Статьи, лекции, заметки по лингвистике и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи известных людей, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры художественной литературы.
О проекте
Карта сайта
Сделано Tatsel.ru
Яндекс.Метрика