Семь заветных слов   Кто сказал А, тот скажет и Б, если его не мучить. (Грин)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Скептический фидеизм Монтеня
Философские идеи Монтеня
Народность искусства как проблема эстетической теории
Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
Особенности русской философии
Философия В. Соловьева
Культура и гуманитарное знание




Татьяна Латукова - детектив Ведьма в лесу
Остросюжетный роман
Татьяны Латуковой
ВЕДЬМА В ЛЕСУ

Философские разговоры

Философия и поэзия Омара Хайама  
В своих философских взглядах Омар Хайям был последователем Аристотеля и Ибн Сины. Он признавал творца как источник первого толчка жизни, однако материалистически трактовал причинную связь явлений и признавал реальное существование объективного мира. Четверостишия Омара Хайяма отнюдь не являются иллюстрацией к его философским взглядам, как считают иные авторы. Поэзия Омара Хайяма - целый мир человеческих переживаний, которые переплетаются в многообразной и остроумной гамме поэтических метафор, олицетворений и сентенций.

Мишель Эйнем из замка Монтень  
Современниками Монтеня были Леонардо да Внчи и Джордано Бруно. Ему было 10 лет, когда Коперник опубликовал свою книгу «Об обращении небесных сфер», он мог общаться со свидетелями дружбы Томаса Мора и Эразма Роттердамского. В конце жизни он мог читать труды Галилея по астрономии и слышать о восстании в Испании, возглавляемом Кампанеллой.

Скептический фидеизм Монтеня  
Скептицизм для Монтеня не идеал, это точка оттолкновения, рубеж, подлежащий преодолению. Погрузившись в мир без истины, Монтень показывает всю его практическую неуютность и невозможность найти критерии каждодненвого поведения среди людей. Но, в отличие от скептиков, вопрос об истине он не снимает, хотя и не создает своей собственной доктрины. По мнению Монтеня, если истина существует, то она одна, едина и неделима.

Философские идеи Монтеня  
Монтень создает свою собственную этику: отвержение и неприятие зла, чуждость эгоцентризму и самолюбованию. Непрерывная цепь связывает людей в природный субстрат. Отсюда отказ от жестокости, вероломства, тщеславия, ревности, от позиций палача и преследователя.

Народность искусства как проблема эстетической теории  
Понятие «народ» непосредственно сопрягается с идеей общественного, культурного прогресса. По существу, в этом понятии получают конкретное воплощение и идея преемственности общественного развития. Вполне понятно, что, применяя категорию «народ» и связанные с ним понятия к интересующей нас области исследования — эстетике, мы должны конкретизировать эту общую идею обеспечения поступательного и в то же время преемственного хода человеческого развития. Народными в этом смысле мы называем такие явления художественной культуры, искусства, которые создаются в русле как обще-социального, так и собственно художественного прогресса на определяющих его направлениях.

Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество  
Сегодняшнее переосмысление социально-политических и экономических реалий не может не сопровождаться переосмыслением и того, что относится к сфере более глубинной, т. е. философской. Здесь также накопилось немало устаревших стереотипов и догм, которые нуждаются в критическом анализе в свете современного материала, а также с учетом ставших достоянием широкой общественности философских источников, прежде всего русской религиозной философии. Особенно актуальна задача философской трактовки творчества - ведь последний период развития нашего общества характеризуется небывалыми по своему масштабу и новизне социальными преобразованиями, имеющими, несомненно, по меньшей мере в какой-то части творческий характер.

Особенности русской философии  
Вопрос о своеобразии русской философии, ее особенностях имеет более чем вековую историю. С 40-х гг. прошлого века, когда русские философы занялись изучением истории философской мысли в России, сразу встал вопрос о том, можно ли говорить о русской философии как самобытном и оригинальном явлении, или же более правильно говорить о философии в России, т. е. о существовании в России философских идей, корни которых лежат не в России, а за ее пределами, в России же они лишь распространяются, но не рождаются.

Философия В. Соловьева  
В истории философии не так легко выделить имена тех мыслителей, чья жизнь полностью соответствовала бы их учению, хотя н ясно, что абсолютного совпадения быть не может, а, исходя из сущности человека, вероятно, и не должно, но важно другое — максимальная близость слова и дела. В этом отношении для нас представляет существенный интерес обращение к такой яркой личности прошедшего столетия, как Владимир Соловьев (1853 — 1900), философу и поэту, публицисту и литературному критику.

Культура и гуманитарное знание  
С тех пор как философия непосредственно занялась проблемой техники, включив тем самым в свой теоретический обиход понятия «технократизм», «техногенность» и т. д., прошло достаточно много времени. Без особых затруднений философии удалось установить, что техника и все, что связано с ее предъявленностью человеку и культуре, не такие уж простые и безобидные вещи, как это виделось поначалу. Выяснилось, например, что образная система, способы выражения и результаты техники уже давно развиваются на своей собственной основе и что они все менее зависят от гуманитарной сферы существования общества...





   • Начало  • Философские разговоры  


  Лирика Древнего Египта  |  Ораторы Древней Греции  |  Русские былины  |  Философские разговоры
Слово Пушкина  |  Литературная гостиная  |  Лингвистика
 
  © Семь заветных слов, 2009-2016.
Статьи, лекции, заметки по лингвистике и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи известных людей, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры художественной литературы.
О проекте
Карта сайта
Сделано Tatsel.ru
Яндекс.Метрика