Семь заветных слов   Бывают великие слова столь пустые, что в них можно заключить целые народы. (Станислав Ежи Лец)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Русские былиныБылина как эпическое произведение
Былины: путешествие сквозь столетия
Литературные и ораторские приёмы в былине
Летопись или сказка
Былины древнейшего периода
Былины Киевского цикла
Былины Владимиро-Суздальского периода
Былины Новгородского цикла
Былинные герои в литературе и искусстве XIX-XXI веков




Былинные герои в литературе и искусстве XIX-XXI веков

Былины, созданные в далеком прошлом, продолжают сохранять значение в духовной жизни нашего народа. Воплотив в себе величие национального характера народа, они являются одним из средств передачи лучших традиций прошлого от одного поколения к другому. По своей художественной силе былины могут быть поставлены в ряд с величайшими шедеврами словесного искусства. Они продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца. Большое воздействие оказали былины на нашу литературу.

Еще писатели XVIII века обращались к использованию былин. Такие произведения, как пьеса Г. Р. Державина «Добрыня», волшебная опера И.A. Крылова «Илья-богатырь», поэма Н.М. Карамзина «Илья Муромец» и другие произведения, созданы на основе использования русского былинного эпоса.

Более широкое обращение русских писателей к эпическому творчеству своего народа начинается с XIX века. Трудно назвать хоть одного крупного поэта, который бы в той или иной-мере не испытал на себе воздействие былинного эпоса.

В.А. Жуковский пишет комическую оперу «Алеша Попович». Образ Руслана в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» навеян образами русских богатырей. «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова — поэтическая обработка народного эпоса, в частности исторической песни о шурине Ивана Грозного Мастрюке (Кастрюле). В героических образах повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь видел представителей «сказочного русского богатырства». Былинные образы использовал в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов. Интересовался былинами и обрабатывал их Л. Н. Толстой. М. Горький, вдохновленный образом Василия Буслаева, намеревался написать пьесу, посвященную этому эпическому герою. Число примеров воздействия былин на русскую художественную литературу можно было бы многократно увеличить.

Русские былины оказали влияние не только на нашу литературу, но и на литературу мировую. Так, многие стихотворения из цикла «Эхо русских песен» крупнейшего чешского поэта первой половины XIX века Ф. Челаковского созданы под воздействием русского былинного творчества. Латышский поэт-классик Я. Райнис посвятил самостоятельную поэму главному русскому богатырю Илье Муромцу.

Вдохновляли былины и многих композиторов, художников. Достаточно указать на оперу-былину «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, на величественную «Богатырскую симфонию» А. П. Бородина, на симфонию «Илья Муромец» Р. М. Глиэра, на оперу «Добрыня Никитич» А. Г. Гречанинова, на изумительные полотна «Tpи богатыря» и «Витязь на распутье» В. М. Васнецова, на картину «Садко» И. E. Репина.

Заняли большое место былины и в советском киноискусстве. Образ Василия Буслаева в картине «Александр Невский» создан на основе былинного образа. Кинокартины «Садко» и «Илья Муромец» стали классикой советского искусства, образцом для подражания.



   • Начало  • Былины   • Былинные герои в литературе и искусстве XIX-XXI веков  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master