Семь заветных слов   Люди запутываются в массе лишних слов. (Максим Горький)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Русские былиныБылина как эпическое произведение
Былины: путешествие сквозь столетия
Литературные и ораторские приёмы в былине
Летопись или сказка
Былины древнейшего периода
Былины Киевского цикла
Былины Владимиро-Суздальского периода
Былины Новгородского цикла
Былинные герои в литературе и искусстве XIX-XXI веков


Словарь старинных слов:

Лизун — коровий язык.


Былина - летопись или сказка?

Былина как древняя эпическая песня отличается от поздних исторических песен тем, что ей не свойственна точная передача исторических фактов. Если поздняя историческая песня берет реальность и дает ей идейно-художественную интерпретацию в формах, в целом соответствующих действительности, то былина как порождение эпического творчества, восходящего к наиболее архаической своей части к "докиевской" эпохе, становилась отдаленно похожей в своем историзме на позднюю песню лишь в тех случаях, когда ее древнее традиционное содержание и формы усваивали имена отдельных лиц.

Между тем гораздо чаще былина не сохраняла реальных очертаний конкретных исторических событий и имена действительно живших исторических лиц. Невозможно, например, сказать, кто именно из деятелей русской истории изображен в Илье Муромце - главном герое былин; чьи дела или какое конкретное событие отозвались в былине о бое Добрыни со змеем и так далее.

Правильно писал о богатырях исследователь XIX века Л. Майков: "Эти лица, хотя и введены в обстановку исторической действительности, не суть по большей части лица действительно существовавшие, но вымышлены народным творчеством." Верно и замечание: "Илья существует не в истории, а в одном эпосе." До какой-то степени историзм эпической песни схож с историзмом народной сказки, которая говоря об Иване-младшем брате или Кощее Бессмертном, имеет в виду не конкретных исторических лиц и конкретные события истории русского народа, а воспроизводит социальные типы в собирательных образах, исполненных художественной фантазии. Это не унижает, а возвышает в наших глазах историзм былины, так как ее образы являют собой художественное обобщение исторической мысли народа.

Эпос историчен, но он никогда не становился летописно-достоверным рассказом о конкретных событиях и деяниях отдельных людей. В связи с этим нужно отметить и существование попыток возродить старый взгляд на былину как на летопись. (статья "Концепция, с которой нельзя согласиться" Б.Н. Путилова, Вопросы литературы: 1962 №11).

Эпос передает понимание истории, резко очерчивает социально-исторические типы общественных деятелей, вскрывает исторический смысл общественных событий, потрясавших древнюю Русь в жестокой борьбе за этническую целостность и государственную независимость. Наконец, былина обнаруживает проницательный взгляд на социально-классовые противоречия в древнерусском обществе. Эпос был не только исторической памятью народа, но и его достоинством, умом, нравственным кодексом.

При выделении основных этапов развития былин и соотнесении их с летописными источниками, ученые устанавливали достоверность тех или иных событий, которые отражаются в былинах. Далее будут представлены точки зрения Б.А.Рыбакова и В.П.Аникина.



Следующая страница: Былины древнейшего периода

   • Начало  • Былины   • Летопись или сказка  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master