Семь заветных слов   Доброе слово лучше богатства. (Публилий Сир)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Русские былиныБылина как эпическое произведение
Былины: путешествие сквозь столетия
Литературные и ораторские приёмы в былине
Летопись или сказка
Былины древнейшего периода
Былины Киевского цикла
Былины Владимиро-Суздальского периода
Былины Новгородского цикла
Былинные герои в литературе и искусстве XIX-XXI веков




Татьяна Латукова - детектив Ведьма в лесу
Остросюжетный роман
Татьяны Латуковой
ВЕДЬМА В ЛЕСУ

Былина - летопись или сказка?

Былина как древняя эпическая песня отличается от поздних исторических песен тем, что ей не свойственна точная передача исторических фактов. Если поздняя историческая песня берет реальность и дает ей идейно-художественную интерпретацию в формах, в целом соответствующих действительности, то былина как порождение эпического творчества, восходящего к наиболее архаической своей части к "докиевской" эпохе, становилась отдаленно похожей в своем историзме на позднюю песню лишь в тех случаях, когда ее древнее традиционное содержание и формы усваивали имена отдельных лиц.

Между тем гораздо чаще былина не сохраняла реальных очертаний конкретных исторических событий и имена действительно живших исторических лиц. Невозможно, например, сказать, кто именно из деятелей русской истории изображен в Илье Муромце - главном герое былин; чьи дела или какое конкретное событие отозвались в былине о бое Добрыни со змеем и так далее.

Правильно писал о богатырях исследователь XIX века Л. Майков: "Эти лица, хотя и введены в обстановку исторической действительности, не суть по большей части лица действительно существовавшие, но вымышлены народным творчеством." Верно и замечание: "Илья существует не в истории, а в одном эпосе." До какой-то степени историзм эпической песни схож с историзмом народной сказки, которая говоря об Иване-младшем брате или Кощее Бессмертном, имеет в виду не конкретных исторических лиц и конкретные события истории русского народа, а воспроизводит социальные типы в собирательных образах, исполненных художественной фантазии. Это не унижает, а возвышает в наших глазах историзм былины, так как ее образы являют собой художественное обобщение исторической мысли народа.

Эпос историчен, но он никогда не становился летописно-достоверным рассказом о конкретных событиях и деяниях отдельных людей. В связи с этим нужно отметить и существование попыток возродить старый взгляд на былину как на летопись. (статья "Концепция, с которой нельзя согласиться" Б.Н. Путилова, Вопросы литературы: 1962 №11).

Эпос передает понимание истории, резко очерчивает социально-исторические типы общественных деятелей, вскрывает исторический смысл общественных событий, потрясавших древнюю Русь в жестокой борьбе за этническую целостность и государственную независимость. Наконец, былина обнаруживает проницательный взгляд на социально-классовые противоречия в древнерусском обществе. Эпос был не только исторической памятью народа, но и его достоинством, умом, нравственным кодексом.

При выделении основных этапов развития былин и соотнесении их с летописными источниками, ученые устанавливали достоверность тех или иных событий, которые отражаются в былинах. Далее будут представлены точки зрения Б.А.Рыбакова и В.П.Аникина.



Следующая страница: Былины древнейшего периода

   • Начало  • Былины   • Летопись или сказка  


  Лирика Древнего Египта  |  Ораторы Древней Греции  |  Русские былины  |  Философские разговоры
Слово Пушкина  |  Литературная гостиная  |  Лингвистика
 
  © Семь заветных слов, 2009-2016.
Статьи, лекции, заметки по лингвистике и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи известных людей, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры художественной литературы.
О проекте
Карта сайта
Сделано Tatsel.ru
Яндекс.Метрика