Слова - это лишь маленькие звенья, связующие большие чувства и стремления, о которых мы не говорим вслух. (Теодор Драйзер) |
Лирика Древнего Египта | Ораторы Древней Греции | Русские былины | Философские разговоры | Слово Пушкина | Литературная гостиная | Лингвистика | ||
Главная Русские былиныБылина как эпическое произведение Былины: путешествие сквозь столетия Литературные и ораторские приёмы в былине Летопись или сказка Былины древнейшего периода Былины Киевского цикла Былины Владимиро-Суздальского периода Былины Новгородского цикла Былинные герои в литературе и искусстве XIX-XXI веков Словарь старинных слов:
Обрядня — женская работа в избе по хозяйству, наведение порядка в избе, сам порядок. |
Былины: путешествие сквозь столетияТалантливый русский народ внес в сокровищницу мировой культуры особый вид древних русских народных эпических песен исторического содержания - былины. Название «былина» показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины старинами, то есть песнями о старине. Все были ны можно весьма условно разделить на два больших тематических раздела. Борьба за свободу и независимость, патриотические и военные подвиги, сказания о военных походах и составляют сюжетную основу героических или богатырских былин. Не менее популярны были и былины, посвященные общественной жизни, роли личности в истории, а также отдельным событиям из жизни прославившихся людей. Такие былины обычно относят к социальным. Былины рассказывают о таких событиях, которые происходили в очень далекое от нас время. Они передавались устно от одного поколения к другому. В то время, когда создавался этот литературный эпос, былины и устное творчество были широко распространены по всей Руси. Во времена, предшествовавшие началу письменной истории, восточнославянские племена, родоначальники главнейших восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, стояли на довольно высокой ступени культуры. Славяне издавна были земледельцами — это было их основным занятием. Помимо этого, они занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей и бортничеством (древняя форма пчеловодства). Однако представлять восточных славян VII—IX веков только как сельское население нельзя. В Среднем Поднепровье и в других восточнославянских землях было много городов, с возникновением и развитием которых связан рост ремесел и торговли. Древний город являлся местом, где развертывалась деятельность ремесленников, где происходил торг, куда приезжали иноземные купцы. Археологи установили, что с VIII века на всей восточнославянской территории широко распространяется гончарное ремесло. В Среднем и Верхнем Поднепровье развивается железоделательный промысел, а к концу первого тысячелетия нашей эры — и обработка цветных металлов, из которых изготовлялись разнообразные предметы, в том числе всевозможные украшения. Ремесло проникает и в другие отрасли производства: кожевенное дело, ткацкий промысел, обработку кости и проч. Города на Руси: Киев, Чернигов, Новгород, Смоленск, Туров, Старая Ладога и ряд других — были центрами экономической, политической и культурной жизни народа. Восточнославянские племена имели тесные торговые связи с рынками других центров цивилизации того времени. Особенно крепки был торговые связи Восточной Европы со странами Средней Азии. Как на азиатских, так и на европейских рынках славились меха дорогих пушных зверей, поставлявшиеся славянами: бобр, чернобурая лисица, соболь, горностай. Культура Древней Руси уже в дописьменный период была высокоразвитой и многогранной. Складывавшееся восточно-славянское государство приобретало все большее и большее экономическое и политическое значение на арене международной жизни. В то же время возрастала и военная сила древней Руси. Народный героический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. Именно поэтому один из его видов — былины coxранились и дожили до наших дней. Точно указать время сложения отдельных былин сложно. Бесспорно одно: былины — эпические песни, отразившие исторические судьбы древней Руси,— создавались как живой и непосредственный отклик на события государственной и политической жизни русского народа и его ратной борьбы. Как вид народного искусства, в котором выразились пробуждение и развитие государственного и исторического самосознания народа, былины, по всей видимости, зародились в конце первого тысячелетия. Доказательством того, что былины сложились именно в это время, служат многие документы древности, в частности и наша начальная летопись. Летописцы, повествовавшие о различных событиях в жизни народа, основывались не только на том, что они сами лично видели, но и на различных рассказах, в том числе и устном творчестве самого народа. Так в летопись проникли многочисленные предания о расселении славян, о происхождении городов, о борьбе русских с их внешними врагами: хазарами, печенегами и др. То, что былины сложились в Киевской Руси, подтверждается и их содержанием: в большинстве былин действие приурочивается к Киеву и связывается с именем князя Владимира. После падения Киевской Руси под тяжестью монголо-татарского порабощения происходят большие качественные изменения в былинном творчестве. Грандиозная двухсотлетняя борьба народа с завоевателями, завершившаяся разгромом их, стала основной темой былинного эпоса. Перед лицом грозных и страшных поработителей все былые враги Руси исчезли из народной памяти. Вот почему враги и в тех былинах, которые сложились еще в Киевской Руси, стали именоваться татарами. В былинах произошло хронологическое смещение исторических событий: действие всех былин отнесено в Киевскую Русь, ко времени князя Владимира, а богатыри стали сражаться против татар, о которых Киевская Русь ничего не знала. В период монголо-татарского ига создаются и новые, былины, отражающие события этого времени («Илья Муромец и Калин-царь», «Василий Игнатьев», «Добрыня Никитич и Василий Казимирович»). Но и в этих былинах, как и в ранних, действие приурочивается ко времени Киевской Руси. В период укрепления русского централизованного государства — в XV — ХVI веках национальное самосознание русского народа, освободившегося от татарского ига, поднимается на новую ступень. Русский народ осознавал себя законным наследником всей предшествующей культуры восточнославянских народов, в особенности Киевской Руси. Поздний период феодализма (XVII — ХVIII века) характеризуется усилением крепостного гнета. История России этого периода полна непрерывной борьбы крестьян с крепостниками-помещиками. Восстания Ивана Болотникова, Степана Разина, Емельяна Пугачева сотрясали Россию. Былинный эпос отразил на себе некоторые черты этого времени. Идейное содержание многих былин стало выражением точки зрения бунтовщиков, в некоторых новых былинах Илья Муромец даже стал товарищем Степана Разина (былина «Илья Муромец на «Соколе» корабле»). Но былины продолжали сохраняться как неоценимое, вечно волнующее и близкое народу наследие прошлого, однако оставались устной и постепенно угасающей традицией. К концу XIX века былины почти исчезли и сохранились лишь на севере нашей страны, в селениях, расположенных вокруг Онежского озера, на побережье Белого моря, по рекам Пинеге, Мезени и Печоре. В этих местах были записаны лучшие, наиболее художественные тексты былин. Многие из записанных здесь былин были сложены в землях Новгородской Руси, многие зародились в средневековых княжествах Южной Руси (Киевском, Галицко-Волынском), некоторые же созданы в центральных землях — в Ростово-Суздальском, Тверском, Рязанском и других княжествах. На север они были занесены первыми русскими поселенцами, шедшими из новгородских земель в северные и северо-восточные окраины государства. Благодаря особенностям исторического развития, экономики и культуры русского Севера былины сохранились здесь лучше, чем в других местах. Записываться былины стали сравнительно поздно. Первым сборником былин были «Древние российские стихотворения», собранные и записанные Киршею Даниловым в середине XVIII века в Западной Сибири (на Урале). Сборник этот был впервые издан в 1804 году и вызвал к себе огромный интерес передовых русских людей. В. Г. Белинский посвятил ему серию восторженных статей. А. С. Пушкин, должно быть, под влиянием былин этого сборника намеревался написать поэму об Илье Муромце (сохранились лишь начальные строки). С первой половины ХIХ века начинаются усиленные поиски былин в европейской части России. Результатом их явился сборник «Песни, собранные TI. В. Киреевским». Материалы для него поступали от различных собирателей из многих губерний России, в том числе и из центральных — Симбирской, Нижегородской, Рязанской и др. В середине XIX века любителем народной поэзии П. Н. Рыбниковым, сосланным за «неблагонадежность» в Олонецкую губернию (ныне Карельская АССР), был неожиданно открыт мощный очаг былин в онежских селениях. В центральной России в это время исполнение былин почти прекратилось и записи их были случайными, единичными, а в Заонежье былины пелись в каждой деревне и были известны всем жителям. П. Н. Рыбникову одному удалось записать больше былин, и притом таких, которые ранее вовсе не.были известны, чем всем собирателям первой половины XIX века. После «открытия» Н. Рыбниковым поиски былин стали еще более усиленными. Вскоре былины были обнаружены и в других местах севера европейской части нашей страны. В.И.Чичеров, П.Д.Ухов Следующая страница: Литературные и ораторские приёмы в былине
|
Египет | Греция | Былины | Святые | Философия | Пушкин | Гостиная | Лингвистика |
© Семь заветных слов, 2009-2021. Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней. Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы. |
О проекте Карта сайта |
Web-master |
|||