Слово часто бывает убедительнее золота. (Демокрит) |
Лирика Древнего Египта | Ораторы Древней Греции | Русские былины | Философские разговоры | Слово Пушкина | Литературная гостиная | Лингвистика | ||
Главная Русские былиныБылина как эпическое произведение Былины: путешествие сквозь столетия Литературные и ораторские приёмы в былине Летопись или сказка Былины древнейшего периода Былины Киевского цикла Былины Владимиро-Суздальского периода Былины Новгородского цикла Былинные герои в литературе и искусстве XIX-XXI веков |
Былина - летопись или сказка?Былина как древняя эпическая песня отличается от поздних исторических песен тем, что ей не свойственна точная передача исторических фактов. Если поздняя историческая песня берет реальность и дает ей идейно-художественную интерпретацию в формах, в целом соответствующих действительности, то былина как порождение эпического творчества, восходящего к наиболее архаической своей части к "докиевской" эпохе, становилась отдаленно похожей в своем историзме на позднюю песню лишь в тех случаях, когда ее древнее традиционное содержание и формы усваивали имена отдельных лиц. Между тем гораздо чаще былина не сохраняла реальных очертаний конкретных исторических событий и имена действительно живших исторических лиц. Невозможно, например, сказать, кто именно из деятелей русской истории изображен в Илье Муромце - главном герое былин; чьи дела или какое конкретное событие отозвались в былине о бое Добрыни со змеем и так далее. Правильно писал о богатырях исследователь XIX века Л. Майков: "Эти лица, хотя и введены в обстановку исторической действительности, не суть по большей части лица действительно существовавшие, но вымышлены народным творчеством." Верно и замечание: "Илья существует не в истории, а в одном эпосе." До какой-то степени историзм эпической песни схож с историзмом народной сказки, которая говоря об Иване-младшем брате или Кощее Бессмертном, имеет в виду не конкретных исторических лиц и конкретные события истории русского народа, а воспроизводит социальные типы в собирательных образах, исполненных художественной фантазии. Это не унижает, а возвышает в наших глазах историзм былины, так как ее образы являют собой художественное обобщение исторической мысли народа. Эпос историчен, но он никогда не становился летописно-достоверным рассказом о конкретных событиях и деяниях отдельных людей. В связи с этим нужно отметить и существование попыток возродить старый взгляд на былину как на летопись. (статья "Концепция, с которой нельзя согласиться" Б.Н. Путилова, Вопросы литературы: 1962 №11). Эпос передает понимание истории, резко очерчивает социально-исторические типы общественных деятелей, вскрывает исторический смысл общественных событий, потрясавших древнюю Русь в жестокой борьбе за этническую целостность и государственную независимость. Наконец, былина обнаруживает проницательный взгляд на социально-классовые противоречия в древнерусском обществе. Эпос был не только исторической памятью народа, но и его достоинством, умом, нравственным кодексом. При выделении основных этапов развития былин и соотнесении их с летописными источниками, ученые устанавливали достоверность тех или иных событий, которые отражаются в былинах. Далее будут представлены точки зрения Б.А.Рыбакова и В.П.Аникина. Следующая страница: Былины древнейшего периода
|
Египет | Греция | Былины | Святые | Философия | Пушкин | Гостиная | Лингвистика |
© Семь заветных слов, 2009-2021. Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней. Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы. |
О проекте Карта сайта |
Web-master |
|||