Семь заветных слов   Слова, в которых нет смысла, и нет дела - утомляют и опустошают.  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Литературная гостиная«Ведьма в лесу» Татьяны Латуковой
«На той и этой стороне». Поэзия Екатерины Польгуевой
Литературный и художественный Зарайск
Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье
Северные песни
Евангелие, иллюстрированное Аракелом Геламеци
Иконоведение - Спас Нерукотворный
Валдай. Первые годы советской власти




Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье

Дом-музей выдающегося русского драматурга Александра Николаевича Островского в Замоскворечье — филиал Государств много Центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина. В этом доме, расположенном на сквозном участке между Малой Ордынкой (ныне улица носит имя Островского) и Голиковским переулком, в семье чиновника-юриста 31 марта (12 апреля) 1823 года родился Александр Николаевич.

Островский называл себя «коренным жителем Москвы», «Москва,— напишет драматург,— патриотический центр Российского государства, она недаром зовется центром России... В Москве всякий приезжий… невольно проникается русским духом. В Москве все русское становится понятнее и дороже». Островский был связан с Москвой не только по рождению, но и по литературным и общественным интересам. Здесь находились созданные по его инициативе «Московский артистический кружок» и «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов». Из 47 пьес драматурга 46 было поставлено при его жизни в Москве, на сцене Малого театра, который и по сей день называют «Домом Островского». И не случайно московская тема стала главной в экспозиции дома-музея.

А.Н.Островский
А.Н.Островский

Творчество Островского — это трагедии и комедии, драмы и сказки. В своей литературной работе он придерживался направления, которое он сам определил как обличительное, «нравственно-общественное».

В широкой панораме русской жизни, воссозданной писателем, отчетливо выражены демократические и гуманистические идеалы драматурга. Верный чувству правды, Островский обличает социальное зло, пороки того общества, в котором он жил, власть денег, бесправие женщины, господство насилия и произвола. В экспозиции дома-музея показана та социально-общественная среда, в которой не только родился драматург, но и которая питала его творчество.

Александр Николаевич принадлежал к среде небогатого духовенства. Его отец Николай Федорович был сыном протоиерея Благовещенской церкви в Костроме. После окончания духовной академии определился па службу, впоследствии занимался частной адвокатурой, Мать Островского Любовь Ивановна была дочерью пономаря и просвирни.

В комнатах, занимаемых ранее семьей Николая Федоровича,— скромная обстановка. В кабинете и спальне разместилась мебель — секретер, кресла, кровать, ширма... На секретере портрет отца в бархатной рамке, «Указатель законов Российской империи для купечества», раскрытый на. первой странице, оплавленная свеча. В книжном шкафу те же книги, что и в библиотеке Николая Федоровича — классика, журнальная периодика, тома «Русского театра», содержащие лучшие пьесы XVIII века. В спальне на маленьком столике — расписная шкатулка драматурга.

Все эти экспонаты как бы воскрешают обстановку быта семьи Островских, позволяют лучше представить среду, в которой провел Александр Николаевич свое детство.

Гостиная

В красной гостиной, подобной тем гостиным, где драматург читал свои первые пьесы, запрещенные к постановке цензурой, помещены биографические материалы. Представляют интерес рисунок Первой московской гимназии на Волхонке, автограф с просьбой о приеме на службу в Совместной суд, литография вида Воскресенской площади, оригинальные афиши 40-х годов прошлого столетия.

Гостиная в доме А.Н.Островского
Гостиная в доме А.Н.Островского

Будучи студентом юридического факультета Московского университета, а позднее — чиновником московских судов, драматург сближается с актерами Малого театра, многие из которых вскоре становятся его друзьями: П. Садовский, супруги Васильевы, сестры Бороздины, Л. Никулина-Косицкая. Островский впоследствии вспомнит, что он «зазнал московскую труппу с 1840 года». Любопытен экземпляр «Московского городского листка» 1847 года с первой публикацией Островского. С этого дня Александр Николаевич «стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание».

В конце 1849 года Островский заканчивает пьесу «Банкрут», или «Свои люди — сочтемся!», которую А. Герцен назовет «криком гнева и ненависти». А В. Одоевский скажет о ней, что на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», на «Банкруте» он поставит «нумер четвертый». Пьеса сразу попадет под цензурный запрет. В течение 1849 — 1850 годов автор совместно с П. Садовским и М. Щепкиным читают комедию во многих гостиных. 3 декабря 1849 года в гостиной М. Погодина близ Девичьего поля комедию Островского слушал Н. Гоголь. «Самое главное,— напишет о пей Гоголь,— что есть талант — а он везде слышен».

Спальня в доме А.Н.Островского
Спальня в доме А.Н.Островского

Здесь же экспонируются портреты друзей Островского по «молодой редакции» журнала «Москвитянин», в котором в 1850 году была напечатана пьеса «Свои люди — сочтемся!».

Второй этаж

Деревянная лестница с резными балясинами из сеней первого этажа ведет на второй этаж, где посетитель как бы оказывается в старой Москве: в картинах и гравюрах того времени — вид на Кремль со стороны Болотной площади, Александровский сад, Кузнецкий Мост, Марьина роща, Петровский парк.

Здесь же в верхних сенях — макет Малого театра, сделанный смотрителем театра И. Покровским в 1840 году. С ювелирной точностью воспроизведены в нем не только фасад, но и в «разрезе» часть сцены и зрительного зала.

Рядом с литографией Большого театра экспонируется фотография Л. Никулиной-Косичкой — исполнительницы роли Дуни в пьесе «Не в свои сани не садись», впервые состоявшейся на сцене Большого театра в 1853 году. В следующем году на сцене Малого театра — пьеса «Бедность — не порок». С этого времени Островский навсегда свяжет свою творческую судьбу с Московским Малым театром.

«Литературе,— писал Гончаров Островскому в 1882 году,— Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир, Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У вас есть свой русский национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».

Пьеса «Гроза»

Одна из комнат дома-музея посвящена сценической истории пьесы «Гроза», о которой А. Добролюбов скажет, что она в «высшей степени справедливо отразила существенные стороны предреформенной эпохи». И. Тургенев в письме к A. Фету напишет: «Удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта».

По обеим сторонам афиши 1859 года, извещающей о премьере Малого театра, рассыпаны фотографии первых исполнителей «Грозы» в Малом и Александринском театрах. Среди них — Катерина — Л. Никулина-Косицкая и Ф. Снеткова; С. Васильев и A. Мартынов; Кабаниха — Н. Рыкалова и Ю. Линская. Спектакль Малого театра имел огромный успех. «Гроза» гремит в Москве»,— писала автору Л. Никулина-Косицкая, для которой была создана роль Катерины.

Эскизы костюмов к «Грозе», художник А.Головин
Эскизы костюмов к «Грозе», художник А.Головин, 1916 год

Экспонируются красочные эскизы костюмов и декорации А. Головина к лучшей постановке «Грозы», состоявшейся в 1916 году на сцене Александринского театра. А. Головин вспоминал. «Я... пытался создать фон, соответствующий стилю русской поэтической драмы, показав при этом ее национальные особенности... Я хотел придать всему зрелищу красочность и впечатление довольства». За красочным поэтичным фоном спектакля выступала власть темных духовных сил, власть зла, уродства, которая пустила глубокие корни в русской жизни.

Замоскворечье

В мир замоскворецкого жителя середины прошлого столетия вводят посетителя — неоштукатуренные и неокрашенные бревна стен, поблескивающее бело-голубым кафелем зеркало печи; стол, покрытый вышитой по плетению скатертью; пузатый медный самовар; резное деревянное блюдо для сладостей; фикус — на расписной подставке

Центральное место в экспозиции занимают литография панорамы Замоскворечья и жанровая картина художника Астрахова «Купцы, играющие в шашки», тут же сосредоточены материалы по пьесам Островского замоскворецкого цикла.

Именно здесь, в Замоскворечье, корни его таланта. Едва ступив на литературное поприще, он открыл «страну, никому до сего времени в подробности неизвестную и никем еще из путешественников не описанную». «Я знаю тебя, Замоскворечье,— напишет драматург, —...имею за Москвой-рекой друзей и приятелей и теперь еще брожу иногда по твоим улицам. Знаю тебя в праздник и в будни, в горе и в радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулочкам». Островский открыл эти неизведанные доселе земли, живописал их со всей мощью своего таланта.

В Замоскворечье поселит Островский и мещанку Мавру Агуревну Козырную в своих ранних очерках. Замоскворечье... Здесь будет дом Оброшенова («Шутники»), пытавшегося сдавать квартиры внаем, по Зацепе будет мечтать прокатиться в собственных дрожках Миша Бальзаминов. В Замоскворечье расположится сад Барабошева, из которого ночью пропадают яблоки, будут и дом, и службы Большова. Здесь же и богатая усадьба вдовы Белотеловой, мечтающей найти себе мужа.

Исторические пьесы

После ошеломляющего успеха «Грозы» начинается заметный спад в сценической жизни Островского, после чего драматург решается «развязаться,— как он сообщит своему петербургскому корреспонденту-актеру Ф. Бурдину,— с театром». В письме к Н. Некрасову (1866) Островский напишет: «Современных пьес я писать более не стану, я уже давно занимаюсь историей и хочу посвятить себя исключительно ей, буду писать хроники, но не для сцены». В этот период им были написаны пьесы на исторические сюжеты: «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» (1861), «Воевода», «Сон на Волге» (1865), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866), совместно с Гедеонозым «Василиса Мелентьева» (1867). И все же современность все более привлекала Островского. В последующие годы он все теснее сближается с революционными демократами. Еще в 1856 году Островский становится сотрудником журнала «Современник», руководимого поэтом Н. Л. Некрасовым.

В редакцию «Современника» входили крупные писательские силы середины 50-х годов XIX столетия: И. Гончаров, И. Тургенев, Л. Толстой, Д. Григорович, Л. Дружинин. Фотография сотрудников редакции журнала «Современник», выполненная известным фотографом Левицким, также экспонируется в музее. После закрытия «Современника» почти все пьесы Островского публикуются в «Отечественных записках», возглавляемых Н. Некрасовым и М. Салтыковым-Щедриным.

Пьеса «Доходное место»

Ломберный стол, покрытый зеленым сукном, бронзовые с позолотой шандалы с толстыми оплывшими свечами, настольный сейф с двойным дном как бы вводят нас в уголок дворянского клуба, с которым был знаком Островский. Здесь воочию драматург увидел само воплощение темной, грубой силы. Эту силу драматург обличает в новой пьесе. Речь идет о «Доходном месте».

Значительный интерес представляет фотография первого спектакля «Доходное место» с П. Садовским в роли Юсова. Н. Чернышевский отметит: «Замечательна эта новая пьеса в том отношении, что тут Островский изображает круг, не имеющий ничего общего с купеческим бытом, нравами которого до сих пор он почти исключительно занимался». Здесь же материалы и по пьесам «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешеные деньги» (1870), отличавшиеся острой социально-политической направленностью.

Познакомившись с миром дворян и чиновников, посетитель оказывается в одной из комнат, которую условно можно назвать комнатой Ларисы. Здесь его внимание привлечет старинная гитара фирмы Циммерман, настольная керосиновая лампа из литого белого металла с колпаком из тончайшего розового стекла, и, конечно же, портрет знаменитой В. Комиссаржевской — лучшей Ларисы, создавшей этот образ в 1896 году. «Большие выразительные глаза Комиссаржевской, — рассказывал I0. Юрьев в своих «Записках»,— излучавшие всю глубину таившихся в ней переживаний, с ясностью доносили до нас драму мятущейся души Ларисы. Перед нами не терпящая никакой зависимости, рвущаяся на волю из клетки молодая жизнь. Вся она подобна пойманной степной птице, разбивающей в кровь свои крылья о железную решетку, преграждающую ей путь к простору». Посетитель музея сможет услышать и романс Ларисы «Нет, не любил он...» в исполнении Н. Обуховой.

Общественная жизнь A. Н. Островского

Современники называли Островского «рыцарем театра». Глубокое знание актерского быта, жизни сцены, актерской психологии помогло ему создать пьесы, посвященные теме театра. («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые») . «Все лучшие мои произведения,— писал Островский в письме к М. Савиной,— написаны мною для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта». М. Савиной драматург посвятил «Дикарку», Никулиной-«Воспитанницу», Г. Федотовой-«Василису Мелентьеву», П. Садовскому — «Бедность — не порок». Прообразом Несчастливцева в пьесе «Лес» явился крупнейший провинциальный актер Рыбаков, для Рыбакова была написана роль Незнамова в пьесе «Без вины виноватые».

На пьесах Островского — сценически действенных, художественно многообразных, отличавшихся яркой языковой характеристикой, воспитывались многие поколения актеров.

Макет декорации к спектаклю «Лес»
Макет декорации к спектаклю «Лес»,
художники В. Федоров, Вс.Мейерхольд (1924 год)

Драматург принимал активное участие в постановках своих пьес, создавая новый реалистический стиль актерского исполнения и постановочного искусства. Л. Н. Островский писал: «Я близко сошелся с артистами и всеми силами старался быть им полезным своими знаниями и способностями». В экспозиции представлен групповой портрет труппы Малого театра 1879 года: Г. Федотова, М. Ермолова, И. Самарин, А. Ленский, Н. Никулина, Н. Музиль и другие. Здесь же личные вещи и театральный реквизит этих основателей русской школы актерского искусства.

Макет декорации к спектаклю «Гроза», художники братья Стенерги
Макет декорации к спектаклю «Гроза»,
художники братья Стенерги (1924 год)

Будучи выдающимся драматургом, а также режиссером своих пьес, Островский приобрел известность и как крупный общественный деятель. В 1865 году Л. Н. Островский, Н. Рубинштейн, писатель В. Одоевский, артист П. Садовский и другие организовали «Артистический кружок». Драматург вспоминал: «Артистический кружок» некоторым заменил театральную школу, он дал московской сцене М. П. Садовского, О. О. Садовскую и В. А. Макшееза; в нем в первый раз московская публика познакомилась с огромным талантом П. А. Стрепетовой». В «Артистическом кружке» родилась мысль о создании московского филармонического общества, появился замысел организации общества драматических писателей, возникла и осуществилась идея частных театров. В 1874 году было создано «Обгцество русских драматических писателей и оперных композиторов», бессменным председателем которого с 1874 года и до конца жизни был Островский. Драматург стремился превратить общество в организацию, которая содействовала бы развитию отечественного сценического искусства.

Являясь заведующим репертуарной частью московских театров, Островский резко меняет характер подготовки спектаклей в Малом театре. Он вводит многократные читки, генеральные репетиции в костюмах, усиливает режиссуру. Островский был полон замыслов о коренном преобразовании сценического искусства, но смерть (2 июня 1886 года) помешала их осуществить.

Драматургия А. Н. Островского на сцене советского театра

В числе постановок, представленных на сценах в советскую эпоху, спектакли корифеев советской и мировой режиссуры — К. Станиславского, В. Немировича-Данчепко, Вс. Мейерхольда, А. Таирова, а также постановки таких видных деятелей советского театра, как Б. Бабочкина, Л. Варпаховского, Ю. Завадского, Ф. Каверина, А. Лобанова, Н. Охлопкова, И. Платона, Н. Хмелева. На образах драматургии Островского воспитывалось не одно поколение выдающихся мастеров советской сцены. В музее можно не только увидеть, но и услышать голоса выдающихся актеров — М. Бабановой, Н. Хмелева, В. Грибунина, О. Андровской, Б. Ливанова.

Театральная афиша «На всякого мудреца довольно простоты»
Театральная афиша «На всякого мудреца довольно простоты»

Не потеряли пьесы Островского остроты и сегодня. Ведь поставленные в них проблемы непреходящи и поэтому злободневны до сих пор. «Я думаю, что время А. Н. Островского только наступает. Все больше он будет необходим в своем великом наследии, и все зависит от того, как театры, в частности, режиссеры будут находить пути к его современному звучанию». (Г.А.Товстоногов)

Публикация подготовлена при содействии портала "Smalti.ru - вдохновение, творчество, искусство". На сайте представлены материалы по истории искусства, галерея работ современных художников, а также ряд критических и общеобразователтьных статей по классической и современной русской литературе



Следующая страница: Северные песни

   • Начало  • Литературная гостиная   • Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master