Семь заветных слов   Даже тот, кому нечего сказать миру, найдёт для него пару крепких слов. (Иван Иванюк)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Литературная гостиная«Ведьма в лесу» Татьяны Латуковой
«На той и этой стороне». Поэзия Екатерины Польгуевой
Литературный и художественный Зарайск
Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье
Северные песни
Евангелие, иллюстрированное Аракелом Геламеци
Иконоведение - Спас Нерукотворный
Валдай. Первые годы советской власти




Евангелие конца XVI в., иллюстрированное Аракелом Геламеци

Из собрания Матенадарана

Э. М. Корхмазян

Рукописные фонды Института древних рукописей им. Маштоца — Матенадарана постоянно пополняются. Так, за последние 30 лет сюда поступило около 2500 арабских и около 2000 иноязычных рукописей (в основном за счет дарственных поступлений и большей частью от зарубежных армян; немало рукописей выявлено и сотрудниками Матенадарана, которые периодически совершают специальные рейды по районам и селам Армении). Всего в Матенадаране хранится свыше 13 000 армянских и приблизительно 2,5 тыс. иноязычных рукописей (по состоянию на 1985 год).

В собрании Матенадарана находится богато иллюстрированное Евангелие, написанное в 1587 г. близ города Карина (Эрзерум). Рукопись та в 1979 г. была куплена на аукционе в Париже тремя армянами (Говорком Закрджяном и братьями Гургеном и Судном Горцунянами), которые и прислали ее в дар Матенадарану.

Аракел Геламеци и его книжные миниатюрыАракел Геламеци и его книжные миниатюры  
Во всех рукописях Аракел называет свое имя, а иногда и прозвище — Геламеци, указывающее на происхождение его из провинции Геларкуник, расположенной у Геламских гор, близ Геламского озера (ныне озеро Севан). Аргутяны — Долгорукие – были потомками Захаридов и долгое время владели Лорийскими землями (северо-восточная Армения). Как и многие армянские княжеские дома, после монгольских завоеваний они с течением времени утрачивают свое былое значение, постепенно лишаются и остатков своих владений. Однако потомки их, часто не без гордости, не упускают случая вспомнить о своем происхождении, как это делает в данном случае и наш мастер Аракел.

Апокрифические сюжеты в иллюстрациях Аракела ГеламециАпокрифические сюжеты в иллюстрациях Аракела Геламеци  
На листе 396 рукописи Евангелия изображено Второе пришествие. Иконография данной сцены представлена в варианте, получившем в Армении своеобразную трактовку: при использовании известных, более древних образцов здесь была выражена четкая схема, в основе которой было изображение в центре крупного креста с Христом в медальоне на средокрестии, с трубящими ангелами по сторонам. В нижних частях таких композиций обычно изображались заказчики, владельцы или создатели рукописи. В данном случае Аракел изобразил себя и своего учителя, епископа Филиппоса Keчареци...

Орнаменты и декорировка в иллюстрациях Аракела ГеламециОрнаменты и декорировка в иллюстрациях Аракела Геламеци  
Творчество Аракела, при всей наивной простоте, не лишено определенных достоинств. Полученная Матенадараном рукоись, принадлежащая к ранним работам художника, отличается еще некоторой неуверенностью рисунка и сдержанностью красочной гаммы. Преооладают глухие охристые и коричневые тона, местами оживляющиеся синим и красным, тоже приглушенными. Вместо золота художник использует бронзу, что также способствует общей сдержанности колорита. Постеенно палитра его становится богаче, насыщеннее и гармоничнее. Искусство его шлифуется, построение композиций, трактовка фигур и деталей отличаются уже большим мастерством исполнения...

Литература:
•  Э. Корхмазян и Ю. Вартанян. Новая рукопись Матенадарана. — Айреники дзайн, 1979, № 26 (726), июнь.
•  А. Х. Свирин. Миниатюра древней Армении. М., 1939.
•  Л. А. Дурново. Краткая история древнеармянской живописи. Ереван, 1957.
•  В. Анопян, А. Ованнесян. Памятные записи армянских рукописей XVII в., т. 1. Ереван, 1974. (на арм. яз.).
•  Г. Овсепян. Хахбакяны или Прошяны в истории Армении. Антилиас, 1969, с. 128 (на арм. яз.).
•  Lexikon der christlichen Ikonographie. RomFreiburg — Basel — Wien, 1971.
•  Gertrud Schiller. Iconography о1 Christian Art, vol. 2. London, 1972.
•  Григор Наренаии. Стихи. Ереван, 1957.
•  О. Подобедова. К вопросу об источниках иконографии средневековой книжной иллюстрации. — Материалы II Международного симпозиума по армянскому искусству.
•  Сокровища древних и новых сказаний. Первая апокрифическая книга. Венеция, 1896, с. 312 (на арм. яз.).
•  И. Дрампян. Иконография миниатюр Акопа Джугаеци. — Вестник Матенадарана, № 10, 1971, с. 182 (на арм. яз.).
•  Р. А. Ишханян. Армянская книга. Ереван, 1981 (на арм. яз.).
•  И. Дрампян. Творчество армянского миниатюриста конца XVI — начала XVII вв. Акопа Джугаеци. (Автореферат диссертации). М., 1970.

Дополнительные материалы:
•  Добрые начала: русская иконопись и иконография

Публикуется по изданию: Памятники культуры. Письменность. Искусство. Археология. Л., Наука, 1985.



   • Начало  • Литературная гостиная   • Евангелие, иллюстрированное Аракелом Геламеци  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master