Семь заветных слов   Вырубить топором можно лишь то, что написано на заборе. (Яна Джангирова)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Литературная гостиная«Ведьма в лесу» Татьяны Латуковой
«На той и этой стороне». Поэзия Екатерины Польгуевой
Литературный и художественный Зарайск
Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье
Северные песни
Евангелие, иллюстрированное Аракелом Геламеци
Иконоведение - Спас Нерукотворный
Валдай. Первые годы советской власти


Словарь старинных слов:

Юр — высокое место.


Татьяна Латукова - детектив Ведьма в лесу
Остросюжетный роман
Татьяны Латуковой
ВЕДЬМА В ЛЕСУ

Иконоведение - Спас Нерукотворный

Сегодня нет человека, даже мальчишки или девчонки, который никогда бы не видел иконы или хотя бы не слышал о ней. Как бесценные сокровища древней живописи хранятся сегодня лучшие их образцы в крупнейших музеях мира. Иконы нынче в моде. Они стали способом вложения денег, предметом купли-продажи.

А ведь любой верующий ценит икону не за ее древность или цену. Она, занимающая почётный красный угол в доме, для него воплощение Бога или его учеников. Перед нею молятся, обращаясь к Спасителю, Богоматери, святым, поверяя им свои беды, помыслы, желания. А сколько жарких, из сердца идущих молитв слышат каждый день образа в любой церкви!

В переводе с греческого «икона» означает образ — образ Иисуса Христа, Богоматери и святых. Не сам Бог, а его изображение. Поэтому люди молятся не иконе, а тому, кто на ней изображен. Находящиеся в церкви или дома иконы освящаются святой водой. Считается, что через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и она числится уже как святая.

В древности иконы писались монахами. Прежде чем приступить к работе, они долго постились, молились. Краски разводились на яичном желтке и святой воде. Многие вышедшие из-под их кисти образа считались чудотворными. Они будто бы исцеляли людей от болезней, останавливали мор, в засуху призывали дождь на поля.

В церкви любой человек прежде всего обращает свой взор к иконам. Большие и малые, яркие и нарядные, новые и потемневшие от времени, они украшают приделы храма и иконостас. Но не в размере и нарядности ценность иконы. Часто оказывается, что самая неприметная с виду — самая чтимая. Располагаются иконы в храме не просто по желанию и вкусу священника. Тут есть определенный порядок.

В иконостасе имеется трое врат. Самые большие — средние — называются Царскими. Через эти врата не разрешается проходить никому, кроме священников. Царские врата украшаются изображениями икон Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, подвижников, написавших Евангелия, — Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами помещается икона с изображением Тайной вечери.

Направо от Царских врат всегда располагается икона Спасителя, налево — Богоматери. Правее иконы Спасителя находится южная дверь, а левее от иконы Богоматери — северная дверь. Через них чаще всего проходят диаконы. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил или перводиаконы Стефан и Филипп, первосвященник Аарон и пророк Моисей.

Далее, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особо чтимых святых. Первой иконой справа от южной двери должна быть храмовая икона, изображающая того святого, в честь которого освящен храм.

На самом верху иконостаса крест с изображенным на нем распятием. Если иконостас устанавливается в несколько ярусов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесяти праздников, в третьем — иконы апостолов, в четвертом — иконы пророков. На самом же верху всегда помещается крест.

Кроме иконостаса иконы размещаются по бокам в больших киотах. Они располагаются также на аналоях — высоких узких столиках с наклонной поверхностью. Особые иконы, писанные на ткани и металле и прикрепленные к длинным древкам носят, как знамена, во время крестных ходов. Они называются хоругвями.

Н. Лесков. Из рассказа «Запечатленный ангел»

« ...Только в обиду нам выдумано, что мы будто по переводам точно по трафаретам пишем. А у нас в подлиннике поставлен закон, но исполнение его дано свободному художеству. По подлиннику, например, повелено писать святого Зосиму или Герасима со львом, а не стеснена фантазия изографа, как при них того льва изобразить? Святого Неофита указано с птицей-голубем писать; Канона Градаря с цветком, Тимофея с ковчежцем; Георгия и Савву Стратилата с копьями, Фотия с корнавкой, а Кондрата с облаками, ибо он облака воспитывал, но всякий изограф волсп это изобразить, как ему фантазия его художества позволит... » — так рассуждает крепостной иконописец Севастьян.

Спас Нерукотворный
Спас Нерукотворный. 1680-е годы.
Икона из коллекции проекта "Cе Вера - Северная икона"

Как изобразить на иконе Бога? Его запечатлевают в том зримом образе, в котором Он являлся некоторым святым людям — боговидцам. В виде трех путников-ангелов явился Господь Аврааму. Именно в этом ангельском обличье изображается на иконах Пресвятая Троица. Некоторым пророкам Бог Отец являлся мудрым старцем. Таким мы и видим его образ на многих иконах. Бог Сын сошел на землю и прожил человеческую жизнь. Иконы как бы воссоздают этапы этой жизни. Вот он на руках у Божьей Матери, вот учит народ и совершает чудеса, вот мы видим его страдающим на кресте, лежащим во гробе, воскресшим и вознесшимся.

В преданиях говорится, что сам Спаситель оставил людям свое изображение. Когда Христа вели на Голгофу и он, изнемогая, нес крест, одна женщина дала ему полотенце (убрус), чтобы он вытер лицо от пота. Христос приложился к плату, и на ткани остался отпечаток его лица. Так появился образ «Спаса Нерукотворного».

Этот тонкий, удивительной красоты и одухотворенности лик «Спаса Нерукотворного» на многие века стал символом непобедимости русского воинства: над дружинами и отрядами русских обычно развевалось знамя с этим образом.

А Бог Дух Святой пишется на иконе в виде голубя. Так он явил себя во время крещения Спасителя в водах Иордана. Или же в виде огненных языков, каковыми сошел на святых апостолов в пятидесятый день после вознесения Христа. Кроме того, на иконах изображаются Божья Матерь, святые ангелы и святые люди. Но молятся им не как Богу, а как близким к нему. Люди просят о помощи и заступничестве перед Господом, который через них скорее услышит их молитвы.


Публикуется в содружестве с проектом Иконовед. Сайт Иконовед ориентирован на широкий круг читателей, интересующихся православными традициями и искусством древнерусской живописи.



Следующая страница: Валдай. Первые годы советской власти

   • Начало  • Литературная гостиная   • Иконоведение - Спас Нерукотворный  


  Лирика Древнего Египта  |  Ораторы Древней Греции  |  Русские былины  |  Философские разговоры
Слово Пушкина  |  Литературная гостиная  |  Лингвистика
 
  © Семь заветных слов, 2009-2020.
Статьи, лекции, заметки по лингвистике и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи известных людей, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры художественной литературы.
О проекте
Карта сайта
Сделано Tatsel.ru
Яндекс.Метрика