Семь заветных слов   Бывают великие слова столь пустые, что в них можно заключить целые народы. (Станислав Ежи Лец)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Литературная гостиная«Ведьма в лесу» Татьяны Латуковой
«На той и этой стороне». Поэзия Екатерины Польгуевой
Литературный и художественный Зарайск
Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье
Северные песни
Евангелие, иллюстрированное Аракелом Геламеци
Иконоведение - Спас Нерукотворный
Валдай. Первые годы советской власти




Иконоведение - Спас Нерукотворный

Сегодня нет человека, даже мальчишки или девчонки, который никогда бы не видел иконы или хотя бы не слышал о ней. Как бесценные сокровища древней живописи хранятся сегодня лучшие их образцы в крупнейших музеях мира. Иконы нынче в моде. Они стали способом вложения денег, предметом купли-продажи.

А ведь любой верующий ценит икону не за ее древность или цену. Она, занимающая почётный красный угол в доме, для него воплощение Бога или его учеников. Перед нею молятся, обращаясь к Спасителю, Богоматери, святым, поверяя им свои беды, помыслы, желания. А сколько жарких, из сердца идущих молитв слышат каждый день образа в любой церкви!

В переводе с греческого «икона» означает образ — образ Иисуса Христа, Богоматери и святых. Не сам Бог, а его изображение. Поэтому люди молятся не иконе, а тому, кто на ней изображен. Находящиеся в церкви или дома иконы освящаются святой водой. Считается, что через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и она числится уже как святая.

В древности иконы писались монахами. Прежде чем приступить к работе, они долго постились, молились. Краски разводились на яичном желтке и святой воде. Многие вышедшие из-под их кисти образа считались чудотворными. Они будто бы исцеляли людей от болезней, останавливали мор, в засуху призывали дождь на поля.

В церкви любой человек прежде всего обращает свой взор к иконам. Большие и малые, яркие и нарядные, новые и потемневшие от времени, они украшают приделы храма и иконостас. Но не в размере и нарядности ценность иконы. Часто оказывается, что самая неприметная с виду — самая чтимая. Располагаются иконы в храме не просто по желанию и вкусу священника. Тут есть определенный порядок.

В иконостасе имеется трое врат. Самые большие — средние — называются Царскими. Через эти врата не разрешается проходить никому, кроме священников. Царские врата украшаются изображениями икон Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, подвижников, написавших Евангелия, — Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами помещается икона с изображением Тайной вечери.

Направо от Царских врат всегда располагается икона Спасителя, налево — Богоматери. Правее иконы Спасителя находится южная дверь, а левее от иконы Богоматери — северная дверь. Через них чаще всего проходят диаконы. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил или перводиаконы Стефан и Филипп, первосвященник Аарон и пророк Моисей.

Далее, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особо чтимых святых. Первой иконой справа от южной двери должна быть храмовая икона, изображающая того святого, в честь которого освящен храм.

На самом верху иконостаса крест с изображенным на нем распятием. Если иконостас устанавливается в несколько ярусов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесяти праздников, в третьем — иконы апостолов, в четвертом — иконы пророков. На самом же верху всегда помещается крест.

Кроме иконостаса иконы размещаются по бокам в больших киотах. Они располагаются также на аналоях — высоких узких столиках с наклонной поверхностью. Особые иконы, писанные на ткани и металле и прикрепленные к длинным древкам носят, как знамена, во время крестных ходов. Они называются хоругвями.

Н. Лесков. Из рассказа «Запечатленный ангел»

« ...Только в обиду нам выдумано, что мы будто по переводам точно по трафаретам пишем. А у нас в подлиннике поставлен закон, но исполнение его дано свободному художеству. По подлиннику, например, повелено писать святого Зосиму или Герасима со львом, а не стеснена фантазия изографа, как при них того льва изобразить? Святого Неофита указано с птицей-голубем писать; Канона Градаря с цветком, Тимофея с ковчежцем; Георгия и Савву Стратилата с копьями, Фотия с корнавкой, а Кондрата с облаками, ибо он облака воспитывал, но всякий изограф волсп это изобразить, как ему фантазия его художества позволит... » — так рассуждает крепостной иконописец Севастьян.

Спас Нерукотворный
Спас Нерукотворный. 1680-е годы.
Икона из коллекции проекта "Cе Вера - Северная икона"

Как изобразить на иконе Бога? Его запечатлевают в том зримом образе, в котором Он являлся некоторым святым людям — боговидцам. В виде трех путников-ангелов явился Господь Аврааму. Именно в этом ангельском обличье изображается на иконах Пресвятая Троица. Некоторым пророкам Бог Отец являлся мудрым старцем. Таким мы и видим его образ на многих иконах. Бог Сын сошел на землю и прожил человеческую жизнь. Иконы как бы воссоздают этапы этой жизни. Вот он на руках у Божьей Матери, вот учит народ и совершает чудеса, вот мы видим его страдающим на кресте, лежащим во гробе, воскресшим и вознесшимся.

В преданиях говорится, что сам Спаситель оставил людям свое изображение. Когда Христа вели на Голгофу и он, изнемогая, нес крест, одна женщина дала ему полотенце (убрус), чтобы он вытер лицо от пота. Христос приложился к плату, и на ткани остался отпечаток его лица. Так появился образ «Спаса Нерукотворного».

Этот тонкий, удивительной красоты и одухотворенности лик «Спаса Нерукотворного» на многие века стал символом непобедимости русского воинства: над дружинами и отрядами русских обычно развевалось знамя с этим образом.

А Бог Дух Святой пишется на иконе в виде голубя. Так он явил себя во время крещения Спасителя в водах Иордана. Или же в виде огненных языков, каковыми сошел на святых апостолов в пятидесятый день после вознесения Христа. Кроме того, на иконах изображаются Божья Матерь, святые ангелы и святые люди. Но молятся им не как Богу, а как близким к нему. Люди просят о помощи и заступничестве перед Господом, который через них скорее услышит их молитвы.


Публикуется в содружестве с проектом Иконовед. Сайт Иконовед ориентирован на широкий круг читателей, интересующихся православными традициями и искусством древнерусской живописи.



Следующая страница: Валдай. Первые годы советской власти

   • Начало  • Литературная гостиная   • Иконоведение - Спас Нерукотворный  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master