Главная
Литературная гостиная«Ведьма в лесу» Татьяны Латуковой «На той и этой стороне». Поэзия Екатерины Польгуевой Литературный и художественный Зарайск Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье Северные песни Евангелие, иллюстрированное Аракелом Геламеци Иконоведение - Спас Нерукотворный Валдай. Первые годы советской власти
|
Северные песни
Архангельская область - кладовая народных традицией и укладов, дольше других местностей и регионов сохранившая древний фольклор.
Отсутствие помещичьего крепостного права, удалённость и разбросанность сел и деревень, мирная жизнь вдалеке от разорительных набегов способствовали
созданию особой северной культуры, наиболее архаичной, но в то же время и свободной, гибкой, творческой.
На протяжении ряда веков Русский Север был прибежищем для тысяч беглецов с юга и запада, и новые мелодии органично вплетались в традиционные мотивы северных песен.
В песенном творчестве находили отражение и социально-культурные изменения внешнего мира.
Представленные песни собраны на территории Верхнетоемского района. Он южнее Архангельска на четыре сотни километров, но глубинные леса по обе стороны
Северной Двины, и по сию пору остаются одними из наиболее труднодоступных мест европейской части России. Исследовательские экспедиции добрались
сюда лишь в начале XX века, а более-менее систематическая работа по сбору и записи устного фольклора началась лишь в 1970-х годах.
Верхняя Тойма. Вид на Северную Двину
Народные песни Русского Севера в основном посвящены личным и семейным отношениям. В песне находили отражение как ежедневные проблемы, так и
темы судьбы, предопределённости, выбора жизненного пути. Многим народным песням свойственна определённая литературная бессюжетность, песня
выплёскивает эмоции, а не повествует о последовательных событиях. Также в народном творчестве, как и в классической литературе важны
темы характера и достижения цели - хотя и в определении внутрисемейного уклада. Песни в основном поются от первого лица, позволяя
исполнительницам вложить в слова и музыку собственные эмоции, передать образы и настроения посредством сближения певицы и её аудитории,
пусть это даже небольшой кружок подруг.
Отдают молоду
Записано со слов Елизаветы Васильевны Стуковой
Отдают молоду во большую во деревню.
Вот и калина, вот и малина.
Малая семеюшка: свёкор да свекровушка,
Четыре деверька да три золовушки,
Три золовушки да три тётушки.
Вот и калина, вот и малина.
От венца меня везут,
А свекор-то говорит: «Нам медведицу везут»,
А свекровка говорит: «Людоедку везут».
Вот и калина, вот и малина.
А деверья говорят: «Нам непряху везут»,
А золовки твердят: «Беспоряху везут»,
Стары тётушки говорят: «Молодицу везут».
Вот и калина, вот и малина.
Шесть недель прошло, говорить мне можно.
— Уж ты, свекрушко, родимый батюшко,
Кабы медведицей была, во темном лесу жила.
Вот и калина, вот и малина.
Ты свекровушка, родима матушка,
Людоедка бы была, во берлоге бы спала,
Вот и калина, вот и малина.
Вы, деверья-соколы, у вас жёны каковы?
Вы золовушки, родимы сестрицы,
В чужи люди выйдете, таковы же будете.
Вот и калина, вот и малина.
Уж вы, тётушки, стары девушки,
Вы сидите на печи, не указывайте!
Вот и калина, вот и малина.
На полатях муж лежит и, скося глаза, глядит,
И, скося глаза, глядит, кулаком мне грозит,
Со полатей муж вскочил, шелкову плёточку схватил.
Вот и калина, вот и малина.
Я сама-то принялась, за белы кудри взялась,
Ногой топнула я: «Хозяйкой в доме буду я!»
Прясенку вязала
Записано со слов Елизаветы Васильевны Стуковой
Прясенку взяла, во беседушку пошла
Петухи запели, сижу-таки, сижу.
Другие-то запели, заря взошла.
Заря взошла, я домой пошла.
Подхожу я ко двору, свёкор ходит по двору.
— Уж ты, свёкрушка, родимый батюшка, запусти меня домой!
— Ты иди, иди, молодушка, не бойся никого,
Ты не бойся никого, кроме мужа своего.
Уж как я млада-младенька, догадалася;
Прялочку — под лавочку, башмаки — под кроваточку,
А сама скорей того вскочила на кровать.
Уж как старый муж пробуждается, седой бородой поворачивает:
— Ну-ка, ну-ка, ты, жена, не сейчас ли пришла?
— Нет, давненько я пришла, давно выспалася,
Лажу печку затоплять, лажу кашу варить, тебя старого кормить.
Уж ты, прясница-кокорица моя
Записано со слов Николая Васильевича Козицына
Уж ты, прясница-кокорица моя, пойду, вынесу на улицу тебя,
Буду прясть да попрядывати, на беседушку похаживати.
Я заметила заметочку: на милом рубашка в клеточку.
Я заметила вторую на боку, мой-то миленький не курит табаку.
Мой-то миленький не пьёт винцо, часто ходит на моё крыльцо.
Я бежала по дороженьке, заскрипели полсапоженьки.
Я стояла среди озера, полусапожки приморозила.
Часты дождики ударили, полсапожечки оттаяли.
Я стояла на угорочке, сарафан с косой оборочкой,
Сарафанчик развевается, ко мне милый приближается.
Из колодца воду черпала, уронила в воду зеркало,
Уронила — не разбилося, полюбила — не ошиблася.
Скрылось солнышко из глаз
Записано со слов Николая Васильевича Козицына
Скрылось солнышко из глаз, расставанья пришёл час.
Пойду с горя в чисто поле, не найду ли алый цвет?
А милый счастливый выходит и стоит передо мной:
— Здравствуй, милая моя, долго ждал я здесь тебя.
Я пришёл к тебе на времечко, на один лишь на часок.
Я принёс тебе подарочек, подарок дорогой.
На праву руку — колечко, на леву — перстенёк.
Чтоб светило бы колечко на весь праздничный денёк.
Я милому говорила, сердечному своему:
— Если я тебе понравлюсь, возьми замуж за себя,
Если я те не по нраву, прострели ты мою грудь,
И в чистом поле схорони, и подпиши ты янтарём,
Что от любови померла.
Лучше бы я, девушка, у батюшки жила
Записано со слов Николая Васильевича Козицына
Лучше бы я, девушка, у батюшки жила,
С утра до вечера улочку мела.
Мела, мела улочку, распахивала.
Распахавши улочку, к батюшке пошла.
Кофеёчка прежнего месяц не пила,
Сварила на донышке и то всё пролила,
Выдал меня батюшка замуж молоду,
Три годочка к батюшке в дом не пойду.
На четвёртый годик пташкой залечу.
Родимого батюшку к сосне привяжу,
А родиму маменьку в слезах утоплю
Родимого братика в солдаты отдам,
А родну сестрицу замуж отдам.
Буду я, младёшенька, с чужими поживать,
Свёкорушка-батюшку не буду уважать,
А свекровке-матушке не буду уступать.
Мальчик в городе женился
Записано со слов Онисьи Трофимовны Засухиной
Мальчик в городе женился,
Жить в деревню воротился,
Взяв мещаночку замуж за себя.
Мещаночка отвечала:
— Во крестьянках не живала,
Во крестьянках мало ночи спят
Друг за дружкой торопятся
Поскорей с поля убраться,
Чтобы тученька с громом не нашла.
Находила туча с громом,
Разносила ветерком
Всю во полюшке шелкову траву.
Посылала Ваню мати
Записано со слов Онисьи Трофимовны Засухиной
Посылала Ваню мати яровое жито жати –
Не хотелось Ванюшке идти
Пошёл-вышел на крылечко, положил серпо на плечко,
Сам заплакал Иванушка, пошёл
Шёл-пошёл не той дорожкой, не нашёл своей полоски, Начинает чужоё жито жать.
Первый снопик нарезал, праву рученьку урезал,
Полилася у Вани ала кровь.
Недалёко мила жала, к Иванушке прибежала,
Апым платочком руку завязала.
Недолго Ванюша жал, за межичкой пролежал,
Всё на любушку свою проглядел.
Ехал Ванька, торопился
Записано со слов Онисьи Трофимовны Засухиной
Ехал Ванька торопился, калин мостик обвалился,
На Ваню беда.
Катерина рядом жала, Ваню за руку держала,
Звала во лесок:
— Пойдем, Ванька, во лесок, на жёлтенький песок,
Сядем под кусток.
Посидим-ка, Ванька, здесь, пока волюшка нам есть.
Ох! До того часу, до того часу,
Когда часику не будет, тёмна ноченька прибудет,
Мы пойдём домой...
Не дошли и до двора, целовала молодца:
— Прощай, милый мой, прощай, дорогой.
— Прощай, любушка милая, прощай, радость дорогая.
Эх! Не забудь меня.
— Я тогда тебя забуду, когда на свете не буду, мил-сердечный мой.
Мой соколик
Записано со слов Онисьи Трофимовны Засухиной
Вылетает мой соколик высоко и далеко,
Сколь высоко, сколь далёко, из очей моих, из глаз.
— Поезжай, друг, парень любезный, жить во дальни города.
Жить-то во дальний город, незнакомый, славный город Петербург.
Оставляет свою любезну во селенье во своём.
Да во слезах-то я его просила:
— Хоть-то немножечко поживём,
Один кругленький годок погуляем, мой соколик,
Мой хороший паренёк, погуляем красный вечерок.
Мальчик долго не женился
Записано со слов Онисьи Трофимовны Засухиной
Мальчик долго не женился, неженатым лето жил,
Осень прожил, зиму пролежал, весну в карты проиграл.
Поневоле жениться стал, поневоле молодец женился,
Он неровню себе взял,
Неровню женку, не дородну: я не стану в любях жить,
Не влюбе жить стану, не в совете, в гости за реченьку стану ходить,
Трёх девушек буду любить, трёх я девок, трёх подружек,
На жену смерти молить:
— Приди, смерточка, приди, престрашна, помощи мою жену.
Не успел я словушка промолвить, стала жёнушка хворать.
Ударил я в спину кулаком, прикрыл тоненьким белым полотном,
Сам поехал мальчик за попом,
Скоро ехал мальчик, торопился, в хоровод к девкам зашёл.
— Веселитесь вы, мои подружки, померла моя жена.
Одна девка стала туманна, с хоровода вся пошла,
С хоровода, из зелёного садочка, видно, жёнина родня,
Видно, двоюродна сестра.
Подготовлено в содружестве с проектом Верхняя Тойма. Верхняя Тойма - районный центр в Архангельской области, известный своими
фольклорными открытиями. На сайте села и района можно найти не только фольклорные сказы и песни, но и познакомится с историей
заселения и освоения Русского Севера, почитать про северную деревянную архитектуру, посмотреть фотогалерею пейзажей Северной Двины
и её притоков.
Следующая страница: Евангелие, иллюстрированное Аракелом Геламеци
|