Семь заветных слов   Лучшие слова - это те, которые являются сами собой; они кажутся подсказанными самою правдой. (Квинтилиан)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Литературная гостинаяЛитературный и художественный Зарайск
Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье
Северные песни
«Ведьма в лесу» Татьяны Латуковой
Евангелие, иллюстрированное Аракелом Геламеци
Иконы в храме


Словарь старинных слов:

Ратай — крестьянин, пахарь.


Татьяна Латукова - детектив Ведьма в лесу
Остросюжетный роман
Татьяны Латуковой
ВЕДЬМА В ЛЕСУ

Орнаменты и декорировка в иллюстрациях Аракела Геламеци

Евангелие конца XVI в., иллюстрированное Аракелом Геламеци, из собрания Матенадарана

Э. М. Корхмазян

Творчество Аракела, при всей наивной простоте, не лишено определенных достоинств. Полученная Матенадараном рукоись, принадлежащая к ранним работам художника, отличается еще некоторой неуверенностью рисунка и сдержанностью красочной гаммы. Преооладают глухие охристые и коричневые тона, местами оживляющиеся синим и красным, тоже приглушенными. Вместо золота художник использует бронзу, что также способствует общей сдержанности колорита. Постеенно палитра его становится богаче, насыщеннее и гармоничнее. Искусство его шлифуется, построение композиций, трактовка фигур и деталей отличаются уже большим мастерством исполнения. Тоньше и пластичнее становятся линии его рисунка, больше вкуса проявляет художник в отделке орнаментальных узоров, в общем оформлении рукописи. И хотя по-прежнему вместо золота Аракел использует бронзу, однако яркость насыщенных и звучных тонов синего, красного, желтого, зеленого, при заметно меньшем употреблении коричневых, придает миниатюрам его более поздних рукописей своеобразную праздничность и красочность.

С течением времени орнамент начинает все больше и больше увлекать миниатюриста, усиливается стремление к созданию эффектных декоративных построений, будь то орнамент или многофигурная композиция. Несколько искаженные по рисунку фигуры его персонажей облачены обычно в одеяния, сложенные во множество причудливых складок, расположенных так, что читаются часто как самостоятельные орнаментальные узоры. Все более увлекаясь орнаментом, художник покрывает им уже не только детали архитектурных кулис, но и весь фон миниатюр, отчего последние производят впечатление дорогих, красочных ковров с многообразными и яркими узорами.

«Красота мира». Матенадаран. Рукопись № 10805
«Красота мира».
Матенадаран. Рукопись № 10805,л.8а

Характеризуя ряд рукописей Эрзерума конца XVI — начала XVII в., которые, как теперь выяснилось, принадлежат руке Аракела Геламеци, Л. А. Дурново дала им верную характеристику, являющуюся фактически характеристикой мастерства нашего художника: «Несколько утяжеленные формы и краски осложнились многими дополнениями, которые придали им отчасти вычурный «барочный» характер <...> одежда драпируется своеобразно закручивающимися пузырями, орнаментально уложенными складками, по фону пестро изузоренному, <...> человеческие фигуры как бы тонут в этом плавном водовороте линий и красок.

В конце XVI — начале XVII в., когда жил и творил Аракел Геламеци, уже существовали печатные книги, однако их было еще мало, и потребность в них восполнялась рукописями. (Первая армянская печатная книга «Урбатагирк» была выпущена в Венеции в 1512 г. первопечатником Акопом Мегапартом) В этот период наблюдается последний расцвет искусства книжной живописи Армении. Создававшиеся тогда памятники можно разделить па две большие группы — одна из них несет на себе печать определенного воздействия западного искусства и гравюр первых инкунабул. Явление это характерно в основном для центров письменности в армянских колониях — в Крыму, Новой Джульфе (Иран), Константинополе, Львове и др.

В скрипториях же, действовавших на территории коренной Армении, продолжали создаваться памятники, отличавшиеся приверженностью к старым национальным традициям, на которые наслаивались элементы, связанные с народным творчеством, местными преданиями и воззрениями, а также с апокрифической литературой. Наиболее яркими мастерами этого направления в книжной живописи Армении данного периода явились Акоп Джугаеци и Аракел Геламеци. Если творчество первого уже явилось предметом специального исследования, то данная публикация является попыткой представить наследие другого видного мастера, которого можно считать второй по значимости величиной в области книжного искусства Армении указанного периода. Отдельные миниатюры Аракела Геламеци из двух рукописей Матенадарана (Матенадаран, рукописи №№ 7633, 7634.), опубликованные A. II. Свириным и Л. А. Дурново, наряду с полученной Матенадараном рукописью, впервые объединяются в качестве наследия одного мастера. Полученное Матенадараном Евангелие 1587 г. как богатством иллюстративного материала, так и ценными сведениями, имеющимися в его памятной записи, восполняет наши представления о творчестве этого интересного и самобытного мастера.



   • Начало  • Литературная гостиная   • Евангелие, иллюстрированное Аракелом Геламеци   • Орнаменты и декорировка в иллюстрациях Аракела Геламеци  


  Лирика Древнего Египта  |  Ораторы Древней Греции  |  Русские былины  |  Философские разговоры
Слово Пушкина  |  Литературная гостиная  |  Лингвистика
 
  © Семь заветных слов, 2009-2016.
Статьи, лекции, заметки по лингвистике и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи известных людей, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры художественной литературы.
О проекте
Карта сайта
Сделано Tatsel.ru
Яндекс.Метрика