Семь заветных слов   Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами. (Конфуций)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Литературная гостинаяЛитературный и художественный Зарайск
Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье
Северные песни
«Ведьма в лесу» Татьяны Латуковой
Евангелие, иллюстрированное Аракелом Геламеци
Иконы в храме




Татьяна Латукова - детектив Ведьма в лесу
Остросюжетный роман
Татьяны Латуковой
ВЕДЬМА В ЛЕСУ

Орнаменты и декорировка в иллюстрациях Аракела Геламеци

Евангелие конца XVI в., иллюстрированное Аракелом Геламеци, из собрания Матенадарана

Э. М. Корхмазян

Творчество Аракела, при всей наивной простоте, не лишено определенных достоинств. Полученная Матенадараном рукоись, принадлежащая к ранним работам художника, отличается еще некоторой неуверенностью рисунка и сдержанностью красочной гаммы. Преооладают глухие охристые и коричневые тона, местами оживляющиеся синим и красным, тоже приглушенными. Вместо золота художник использует бронзу, что также способствует общей сдержанности колорита. Постеенно палитра его становится богаче, насыщеннее и гармоничнее. Искусство его шлифуется, построение композиций, трактовка фигур и деталей отличаются уже большим мастерством исполнения. Тоньше и пластичнее становятся линии его рисунка, больше вкуса проявляет художник в отделке орнаментальных узоров, в общем оформлении рукописи. И хотя по-прежнему вместо золота Аракел использует бронзу, однако яркость насыщенных и звучных тонов синего, красного, желтого, зеленого, при заметно меньшем употреблении коричневых, придает миниатюрам его более поздних рукописей своеобразную праздничность и красочность.

С течением времени орнамент начинает все больше и больше увлекать миниатюриста, усиливается стремление к созданию эффектных декоративных построений, будь то орнамент или многофигурная композиция. Несколько искаженные по рисунку фигуры его персонажей облачены обычно в одеяния, сложенные во множество причудливых складок, расположенных так, что читаются часто как самостоятельные орнаментальные узоры. Все более увлекаясь орнаментом, художник покрывает им уже не только детали архитектурных кулис, но и весь фон миниатюр, отчего последние производят впечатление дорогих, красочных ковров с многообразными и яркими узорами.

«Красота мира». Матенадаран. Рукопись № 10805
«Красота мира».
Матенадаран. Рукопись № 10805,л.8а

Характеризуя ряд рукописей Эрзерума конца XVI — начала XVII в., которые, как теперь выяснилось, принадлежат руке Аракела Геламеци, Л. А. Дурново дала им верную характеристику, являющуюся фактически характеристикой мастерства нашего художника: «Несколько утяжеленные формы и краски осложнились многими дополнениями, которые придали им отчасти вычурный «барочный» характер <...> одежда драпируется своеобразно закручивающимися пузырями, орнаментально уложенными складками, по фону пестро изузоренному, <...> человеческие фигуры как бы тонут в этом плавном водовороте линий и красок.

В конце XVI — начале XVII в., когда жил и творил Аракел Геламеци, уже существовали печатные книги, однако их было еще мало, и потребность в них восполнялась рукописями. (Первая армянская печатная книга «Урбатагирк» была выпущена в Венеции в 1512 г. первопечатником Акопом Мегапартом) В этот период наблюдается последний расцвет искусства книжной живописи Армении. Создававшиеся тогда памятники можно разделить па две большие группы — одна из них несет на себе печать определенного воздействия западного искусства и гравюр первых инкунабул. Явление это характерно в основном для центров письменности в армянских колониях — в Крыму, Новой Джульфе (Иран), Константинополе, Львове и др.

В скрипториях же, действовавших на территории коренной Армении, продолжали создаваться памятники, отличавшиеся приверженностью к старым национальным традициям, на которые наслаивались элементы, связанные с народным творчеством, местными преданиями и воззрениями, а также с апокрифической литературой. Наиболее яркими мастерами этого направления в книжной живописи Армении данного периода явились Акоп Джугаеци и Аракел Геламеци. Если творчество первого уже явилось предметом специального исследования, то данная публикация является попыткой представить наследие другого видного мастера, которого можно считать второй по значимости величиной в области книжного искусства Армении указанного периода. Отдельные миниатюры Аракела Геламеци из двух рукописей Матенадарана (Матенадаран, рукописи №№ 7633, 7634.), опубликованные A. II. Свириным и Л. А. Дурново, наряду с полученной Матенадараном рукописью, впервые объединяются в качестве наследия одного мастера. Полученное Матенадараном Евангелие 1587 г. как богатством иллюстративного материала, так и ценными сведениями, имеющимися в его памятной записи, восполняет наши представления о творчестве этого интересного и самобытного мастера.



   • Начало  • Литературная гостиная   • Евангелие, иллюстрированное Аракелом Геламеци   • Орнаменты и декорировка в иллюстрациях Аракела Геламеци  


  Лирика Древнего Египта  |  Ораторы Древней Греции  |  Русские былины  |  Философские разговоры
Слово Пушкина  |  Литературная гостиная  |  Лингвистика
 
  © Семь заветных слов, 2009-2016.
Статьи, лекции, заметки по лингвистике и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи известных людей, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры художественной литературы.
О проекте
Карта сайта
Сделано Tatsel.ru
Яндекс.Метрика