Семь заветных слов   Даже тот, кому нечего сказать миру, найдёт для него пару крепких слов. (Иван Иванюк)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Философские разговоры

Философия и поэзия Омара Хайама  
В своих философских взглядах Омар Хайям был последователем Аристотеля и Ибн Сины. Он признавал творца как источник первого толчка жизни, однако материалистически трактовал причинную связь явлений и признавал реальное существование объективного мира. Четверостишия Омара Хайяма отнюдь не являются иллюстрацией к его философским взглядам, как считают иные авторы. Поэзия Омара Хайяма - целый мир человеческих переживаний, которые переплетаются в многообразной и остроумной гамме поэтических метафор, олицетворений и сентенций.

Мишель Эйнем из замка Монтень  
Современниками Монтеня были Леонардо да Внчи и Джордано Бруно. Ему было 10 лет, когда Коперник опубликовал свою книгу «Об обращении небесных сфер», он мог общаться со свидетелями дружбы Томаса Мора и Эразма Роттердамского. В конце жизни он мог читать труды Галилея по астрономии и слышать о восстании в Испании, возглавляемом Кампанеллой.

Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории  
Понятие «народ» непосредственно сопрягается с идеей общественного, культурного прогресса. По существу, в этом понятии получают конкретное воплощение и идея преемственности общественного развития. Вполне понятно, что, применяя категорию «народ» и связанные с ним понятия к интересующей нас области исследования — эстетике, мы должны конкретизировать эту общую идею обеспечения поступательного и в то же время преемственного хода человеческого развития. Народными в этом смысле мы называем такие явления художественной культуры, искусства, которые создаются в русле как обще-социального, так и собственно художественного прогресса на определяющих его направлениях.

В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество  
Сегодняшнее переосмысление социально-политических и экономических реалий не может не сопровождаться переосмыслением и того, что относится к сфере более глубинной, т. е. философской. Здесь также накопилось немало устаревших стереотипов и догм, которые нуждаются в критическом анализе в свете современного материала, а также с учетом ставших достоянием широкой общественности философских источников, прежде всего русской религиозной философии. Особенно актуальна задача философской трактовки творчества - ведь последний период развития нашего общества характеризуется небывалыми по своему масштабу и новизне социальными преобразованиями, имеющими, несомненно, по меньшей мере в какой-то части творческий характер.

А. Т. Павлов. Особенности русской философии  
Вопрос о своеобразии русской философии, ее особенностях имеет более чем вековую историю. С 40-х гг. прошлого века, когда русские философы занялись изучением истории философской мысли в России, сразу встал вопрос о том, можно ли говорить о русской философии как самобытном и оригинальном явлении, или же более правильно говорить о философии в России, т. е. о существовании в России философских идей, корни которых лежат не в России, а за ее пределами, в России же они лишь распространяются, но не рождаются.

О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева  
В истории философии не так легко выделить имена тех мыслителей, чья жизнь полностью соответствовала бы их учению, хотя н ясно, что абсолютного совпадения быть не может, а, исходя из сущности человека, вероятно, и не должно, но важно другое — максимальная близость слова и дела. В этом отношении для нас представляет существенный интерес обращение к такой яркой личности прошедшего столетия, как Владимир Соловьев (1853 — 1900), философу и поэту, публицисту и литературному критику.

Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание  
С тех пор как философия непосредственно занялась проблемой техники, включив тем самым в свой теоретический обиход понятия «технократизм», «техногенность» и т. д., прошло достаточно много времени. Без особых затруднений философии удалось установить, что техника и все, что связано с ее предъявленностью человеку и культуре, не такие уж простые и безобидные вещи, как это виделось поначалу. Выяснилось, например, что образная система, способы выражения и результаты техники уже давно развиваются на своей собственной основе и что они все менее зависят от гуманитарной сферы существования общества...

В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение  
Человеческая история несет в себе смысложизненные напряжение, ощущение которого в различные эпохи или усиливается, или вытесняется на периферию человеческого сознания другими духовными тенденциями. Этот факт зафиксирован в вечном безответном вопросе: «Быть или не быть?». Западная Европа пережила несколько эпох, когда вопрос о смысле человеческого существования занимал главенствующие позиции в ее культуре. Особенно остро он был поставлен а середине XIX в. философами-иррационалистами и наиболее рафинированно воспроизведен уже в ХХ в. экзистенциалистами. Вместе с тем именно в середине прошлого столетия центр всечеловеческого аксиологического напряжения стал постепенно перемещаться из Европы в Россию, что нашло свое классическое выражение в русской философии, литературе и других видах искусства, а также в революционном движении. Предчувствие надвигающейся трагедии, каких-то глубинных преобразований человеческого существования емко синтезировалось в словосочетаниях «Кто виноват?», «Что делать?», которые можно рассматривать в качестве российской конкретизации вечного вопроса «Быть или не быть?»





   • Начало  • Философские разговоры  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master