Семь заветных слов   Вырубить топором можно лишь то, что написано на заборе. (Яна Джангирова)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Скептический фидеизм Монтеня
Философские идеи Монтеня
Народность искусства как проблема эстетической теории
Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
Особенности русской философии
Философия В. Соловьева
Культура и гуманитарное знание




Татьяна Латукова - детектив Ведьма в лесу
Остросюжетный роман
Татьяны Латуковой
ВЕДЬМА В ЛЕСУ

Культура и гуманитарное знание

Ю. М. Устюшкин

С тех пор как философия непосредственно занялась проблемой техники, включив тем самым в свой теоретический обиход понятия «технократизм», «техногенность» и т. д., прошло достаточно много времени. Без особых затруднений философии удалось установить, что техника и все, что связано с ее предъявленностью человеку и культуре, не такие уж простые и безобидные вещи, как это виделось поначалу. Выяснилось, например, что образная система, способы выражения и результаты техники уже давно развиваются на своей собственной основе и что они все менее зависят от гуманитарной сферы существования общества. Более того, последняя в конце концов оказалась у них в подчинении, претерпев весьма серьезные структурные и смысловые изменения.

Подобная печальная констатация привела к такой точке зрения, что необходимо спасать бытие человека и культуры от негативного воздействия на них цивилизации в ее крайнем — техногенном — проявлении. Н. А. Бердяев сказал об этом вполне определенно: «Вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и судьбе культуры» (Бердяев Н. А Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники)//Вопр. философии. 1986. № 2. С. 147.) Одним словом, вновь (в который раз!) появилась проблема гуманизации общества, которая, с одной стороны, представлялась выходом из сложившейся ситуации, а с другой — сама породила немало вопросов.

Культура и гуманизация обществаКультура и гуманизация общества  
Проблема гуманизации общества, как и любая другая, касающаяся изменений в жизнедеятельности общества, должна (и это очевидно) пройти три основных этапа. Первый этап — феноменологические т. е. период возникновения и вербализации, проблемна также генерализация первичных идей ее решения. Второй — процесс научно-теоретического отбора и обоснования идей. И наконец, третий — практическая реализация решений.

Образование и воспитание как аспект развития культурыОбразование и воспитание как аспект развития культуры  
Чтобы преобразования в обществе были действительно эффективными, необходимо рассматривать систему образования и воспитания в качестве рода или по крайней мере как систему, наделенную существеннейшими признаками рода по сравнению со всеми остальными видами общественного производства. Не случайно во все времена образование и воспитание представляли собой важнейшую сферу жизнедеятельности общества. На некоторых этапах человеческой истории отношение к ним определяло смысл жизни общества. Более того, овладение содержанием этой важнейшей сферы говорило о действительном, а не мнимом совершенстве человека.

Гуманизм как представление о достоинстве и благородствеГуманизм как представление о достоинстве и благородстве  
Разумно гуманизировать общество — значит, экстраполировать понимание гуманизма в его национально-историческом, а значит, и в общечеловеческом измерении на все виды и формы общественной деятельности, чтобы тем самым сформировать условия и возможности для возвышения чести и достоинства человека на более высокий уровень по сравнению с предыдущим. Гуманизм как представление о достоинстве и благородстве, чести и разуме конкретного человека восходит к эпохе Ренессанса. В основных подходах этот принцип остается практически неизменным и по сей день, представляя собой основу гуманистического мировоззрения.

Свойства гуманитарного знанияСвойства гуманитарного знания  
Наряду с гуманитарным знанием достоянием культуры является так называемое «точное» (естественнонаучное) знание. Однако последнее в интересах гуманизации не может быть экстраполировано на вс виды и формы жизнедеятельности человека и общества. Это объясняется, по крайней мере, двумя причинами. Во-первых, стремление устроить общественные отношения в соответствии с объективностью естественнонаучного знания и его однозначными (инвариантными) выводами ведет к ограничению и нивелированию полифонии и разнообразия человеческой деятельности как таковой. А во-вторых, — и это, быть может, самое нежелательное и драматичное — создает условия для возникновения и стремительного распространения технократизма и ведомственного бюрократизма вплоть до его тоталитарных политических проявлений.

Гуманитарное знаниеГуманитарное знание  
Движение «живого» гуманитарного знания обладает двумя фундаментальными свойствами: праксеологическим и физиологическим, которые неразрывны в своем проявлении. Использование человеком гуманитарного знания в своей деятельности показывает, насколько оно существенно для него. Если транслируемое гуманитарное знание не содержит для человека какой-либо аксиологической информации, т. е. оно не соответствует имеющейся ценностно-образной системе, то его практическое использование приводит к отчуждению человеком от себя результатов своей же собственной деятельности.

Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год. Стр.71-79.



   • Начало  • Философские разговоры   • Культура и гуманитарное знание  


  Лирика Древнего Египта  |  Ораторы Древней Греции  |  Русские былины  |  Философские разговоры
Слово Пушкина  |  Литературная гостиная  |  Лингвистика
 
  © Семь заветных слов, 2009-2016.
Статьи, лекции, заметки по лингвистике и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи известных людей, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры художественной литературы.
О проекте
Карта сайта
Сделано Tatsel.ru
Яндекс.Метрика