Главная
Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама Мишель Эйнем из замка Монтень Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество А. Т. Павлов. Особенности русской философии О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение
|
Культура и гуманитарное знание
Ю. М. Устюшкин
С тех пор как философия непосредственно занялась проблемой техники, включив тем самым в свой теоретический обиход понятия «технократизм», «техногенность» и т. д., прошло достаточно много времени. Без особых затруднений философии удалось установить, что техника и все, что связано с ее предъявленностью человеку и культуре, не такие уж простые и безобидные вещи, как это виделось поначалу.
Выяснилось, например, что образная система, способы выражения и результаты техники уже давно развиваются на своей собственной основе и что они все менее зависят от гуманитарной сферы существования общества. Более того, последняя в конце концов оказалась у них в подчинении, претерпев весьма серьезные структурные и смысловые изменения.
Подобная печальная констатация привела к такой точке зрения, что необходимо спасать бытие человека и культуры от негативного воздействия на них цивилизации в ее крайнем — техногенном — проявлении. Н. А. Бердяев сказал об этом вполне определенно: «Вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и судьбе культуры» (Бердяев Н. А Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники)//Вопр. философии. 1986. № 2. С. 147.) Одним словом, вновь (в который раз!) появилась проблема гуманизации общества, которая, с одной стороны, представлялась выходом из сложившейся ситуации, а с другой — сама породила немало вопросов.
Культура и гуманизация общества Проблема гуманизации общества, как и любая другая, касающаяся изменений в жизнедеятельности общества, должна (и это очевидно) пройти три основных этапа. Первый этап — феноменологические т. е. период возникновения и вербализации, проблемна также генерализация первичных идей ее решения. Второй — процесс научно-теоретического отбора и обоснования идей. И наконец, третий — практическая реализация решений.
Образование и воспитание как аспект развития культуры Чтобы преобразования в обществе были действительно эффективными, необходимо рассматривать систему образования и воспитания в качестве рода или по крайней мере как систему, наделенную существеннейшими признаками рода по сравнению со всеми остальными видами общественного производства. Не случайно во все времена образование и воспитание представляли собой важнейшую сферу жизнедеятельности общества. На некоторых этапах человеческой истории отношение к ним определяло смысл жизни общества. Более того, овладение содержанием этой важнейшей сферы говорило о действительном, а не мнимом совершенстве человека.
Гуманизм как представление о достоинстве и благородстве Разумно гуманизировать общество — значит, экстраполировать понимание гуманизма в его национально-историческом, а значит, и в общечеловеческом измерении на все виды и формы общественной деятельности, чтобы тем самым сформировать условия и возможности для возвышения чести и достоинства человека на более высокий уровень по сравнению с предыдущим. Гуманизм как представление о достоинстве и благородстве, чести и разуме конкретного человека восходит к эпохе Ренессанса. В основных подходах этот принцип остается практически неизменным и по сей день, представляя собой основу гуманистического мировоззрения.
Свойства гуманитарного знания Наряду с гуманитарным знанием достоянием культуры является так называемое «точное» (естественнонаучное) знание. Однако последнее в интересах гуманизации не может быть экстраполировано на вс виды и формы жизнедеятельности человека и общества. Это объясняется, по крайней мере, двумя причинами. Во-первых, стремление устроить общественные отношения в соответствии с объективностью естественнонаучного знания и его однозначными (инвариантными) выводами ведет к ограничению и нивелированию полифонии и разнообразия человеческой деятельности как таковой. А во-вторых, — и это, быть может, самое нежелательное и драматичное — создает условия для возникновения и стремительного распространения технократизма и ведомственного бюрократизма вплоть до его тоталитарных политических проявлений.
Гуманитарное знание Движение «живого» гуманитарного знания обладает двумя фундаментальными свойствами: праксеологическим и физиологическим, которые неразрывны в своем проявлении. Использование человеком гуманитарного знания в своей деятельности показывает, насколько оно существенно для него. Если транслируемое гуманитарное знание не содержит для человека какой-либо аксиологической информации, т. е. оно не соответствует имеющейся ценностно-образной системе, то его практическое использование приводит к отчуждению человеком от себя результатов своей же собственной деятельности.
Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год. Стр.71-79.
|