Семь заветных слов   Однажды выпущенное слово улетает безвозвратно. (Квинт Гораций Флакк)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество

В. Ф. Шаповалов

Сегодняшнее переосмысление социально-политических и экономических реалий не может не сопровождаться переосмыслением и того, что относится к сфере более глубинной, т. е. философской. Здесь также накопилось немало устаревших стереотипов и догм, которые нуждаются в критическом анализе в свете современного материала, а также с учетом ставших достоянием широкой общественности философских источников, прежде всего русской религиозной философии. Особенно актуальна задача философской трактовки творчества - ведь последний период развития нашего общества характеризуется небывалыми по своему масштабу и новизне социальными преобразованиями, имеющими, несомненно, по меньшей мере в какой-то части творческий характер.

Творчество как борьба  
Если говорить о борьбе как борьбе социальной и политической, то ее значение в общем случае отрицать не приходится. Видимо, следует признать, что взаимодействие и противоборство различных социальных и политических сил являются неизбежным фактором общественной жизни не только в границах определенного отрезка истории, но и характерной чертой развития общества вообще. Посредством борьбы вырабатываются политические и экономические решения, совершенствуется общественная жизнь.

Творчество как процесс духовных изменений  
"Процесс изменения наших мыслей — есть ядро творчества. Не следует тешить себя иллюзией, что я могу изменить мысли другого, в лучшем случае я могу способствовать этому, но меняет их он сам. Творчество по сути своей есть духовный процесс. Он не обязательно сопровождается изменением внешнего мира, хотя именно такое изменение чаще всего происходит в конечном итоге. Внешнее изменение легко улавливается посредством наблюдения; в отличие от внутренних, духовных, глубинных изменений, внешне-предметное действие легко фиксируется эмпирически. Именно поэтому возникает соблазн принимать за творчество внешне-предметную деятельность."

Философское понятие свободы  
Свобода как сложное философское понятие имеет многоуровневый и многоаспектной характер. Важно выявить его существо, сердцевину, глубинную суть. На самом поверхностном уровне свобода может выступать со своей отрицательной стороны — как свобода избегать чего-либо, свобода разрушать, свобода не считаться с существующими реалиями. Это наивно-простодушное понимание свободы, может, однако, иметь при определенных условиях самые разрушительные последствия. Такая свобода есть варварство и обскурантизм и чревата в применении к общественной жизни первоначально хаосом и анархией, а затем закономерно приходящим им на смену деспотизмом.

Свобода и необходимость  
В соответствии с широко известной и популярной формулой свобода есть осознанная необходимость. Это формула, ведущая свою родословную по линии «Спиноза — Гегель — Энгельс и далее», привлекает к себе тем, что принято называть диалектичностью. Она в лаконичной форме связывает воедино две противоположности, раскрывая их связь и взаимный переход. По крайней мере ей не откажешь в обаянии. Действие ее обаяния испытал на себе ранее и автор, так же как и похожей на нее формулы Ф. Бэкона «природу побеждают подчиняясь». Тем не менее, следовало бы взглянуть на нее более внимательно.

Безусловность свободы духовного самоопределения  
Свобода человека в своей глубине есть свобода внутреннего духовного самоопределения. На самом деле человек всегда экзаменует, испытывает необходимость, соглашаясь или не соглашаясь с ней. Он осуществляет внутренний выбор. Человек абсолютно свободен, поскольку от него и только от него зависит согласиться или не согласиться с необходимостью. В тех случаях, когда для человека очевидно, что необходимость зла жестока, несправедлива или, наконец, невыгодна для него, он чаще всего делает все, чтобы противостоять ей.

Творческое и духовное одиночество  
В понятии творческого одиночества выражается один из важных аспектов сложного взаимоотношения творческой личности и общества-окружающего мира вообще. Следует сразу сказать, что творческое одиночество не следует понимать натуралистически: оно вовсе не означает, что творческая личность — это обязательно отшельник, затворник, одиночка, принципиально прерывающий связи с другими людьми. Если говорить об этой стороне, то творческая личность нуждается в общении, может быть, больше, чем кто-либо. Когда речь идет о творческом одиночестве, речь идет о том, что в творчестве наиболее полно выражается самость личности, т. е. созидание нового принципиально происходит во внутреннем плане.

Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год. Стр.71-79.



   • Начало  • Философские разговоры   • В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master