Семь заветных слов   Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами. (Конфуций)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество

В. Ф. Шаповалов

Сегодняшнее переосмысление социально-политических и экономических реалий не может не сопровождаться переосмыслением и того, что относится к сфере более глубинной, т. е. философской. Здесь также накопилось немало устаревших стереотипов и догм, которые нуждаются в критическом анализе в свете современного материала, а также с учетом ставших достоянием широкой общественности философских источников, прежде всего русской религиозной философии. Особенно актуальна задача философской трактовки творчества - ведь последний период развития нашего общества характеризуется небывалыми по своему масштабу и новизне социальными преобразованиями, имеющими, несомненно, по меньшей мере в какой-то части творческий характер.

Творчество как борьба  
Если говорить о борьбе как борьбе социальной и политической, то ее значение в общем случае отрицать не приходится. Видимо, следует признать, что взаимодействие и противоборство различных социальных и политических сил являются неизбежным фактором общественной жизни не только в границах определенного отрезка истории, но и характерной чертой развития общества вообще. Посредством борьбы вырабатываются политические и экономические решения, совершенствуется общественная жизнь.

Творчество как процесс духовных изменений  
"Процесс изменения наших мыслей — есть ядро творчества. Не следует тешить себя иллюзией, что я могу изменить мысли другого, в лучшем случае я могу способствовать этому, но меняет их он сам. Творчество по сути своей есть духовный процесс. Он не обязательно сопровождается изменением внешнего мира, хотя именно такое изменение чаще всего происходит в конечном итоге. Внешнее изменение легко улавливается посредством наблюдения; в отличие от внутренних, духовных, глубинных изменений, внешне-предметное действие легко фиксируется эмпирически. Именно поэтому возникает соблазн принимать за творчество внешне-предметную деятельность."

Философское понятие свободы  
Свобода как сложное философское понятие имеет многоуровневый и многоаспектной характер. Важно выявить его существо, сердцевину, глубинную суть. На самом поверхностном уровне свобода может выступать со своей отрицательной стороны — как свобода избегать чего-либо, свобода разрушать, свобода не считаться с существующими реалиями. Это наивно-простодушное понимание свободы, может, однако, иметь при определенных условиях самые разрушительные последствия. Такая свобода есть варварство и обскурантизм и чревата в применении к общественной жизни первоначально хаосом и анархией, а затем закономерно приходящим им на смену деспотизмом.

Свобода и необходимость  
В соответствии с широко известной и популярной формулой свобода есть осознанная необходимость. Это формула, ведущая свою родословную по линии «Спиноза — Гегель — Энгельс и далее», привлекает к себе тем, что принято называть диалектичностью. Она в лаконичной форме связывает воедино две противоположности, раскрывая их связь и взаимный переход. По крайней мере ей не откажешь в обаянии. Действие ее обаяния испытал на себе ранее и автор, так же как и похожей на нее формулы Ф. Бэкона «природу побеждают подчиняясь». Тем не менее, следовало бы взглянуть на нее более внимательно.

Безусловность свободы духовного самоопределения  
Свобода человека в своей глубине есть свобода внутреннего духовного самоопределения. На самом деле человек всегда экзаменует, испытывает необходимость, соглашаясь или не соглашаясь с ней. Он осуществляет внутренний выбор. Человек абсолютно свободен, поскольку от него и только от него зависит согласиться или не согласиться с необходимостью. В тех случаях, когда для человека очевидно, что необходимость зла жестока, несправедлива или, наконец, невыгодна для него, он чаще всего делает все, чтобы противостоять ей.

Творческое и духовное одиночество  
В понятии творческого одиночества выражается один из важных аспектов сложного взаимоотношения творческой личности и общества-окружающего мира вообще. Следует сразу сказать, что творческое одиночество не следует понимать натуралистически: оно вовсе не означает, что творческая личность — это обязательно отшельник, затворник, одиночка, принципиально прерывающий связи с другими людьми. Если говорить об этой стороне, то творческая личность нуждается в общении, может быть, больше, чем кто-либо. Когда речь идет о творческом одиночестве, речь идет о том, что в творчестве наиболее полно выражается самость личности, т. е. созидание нового принципиально происходит во внутреннем плане.

Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год. Стр.71-79.



   • Начало  • Философские разговоры   • В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master