Семь заветных слов   Сказанное к месту слово особенно приятно тому, кто это место занимает. (Иван Иванюк)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Народность искусства как проблема эстетической теории

Т. В. Кузнецова

Понятие «народ» непосредственно сопрягается с идеей общественного, культурного прогресса. По существу, в этом понятии получают конкретное воплощение и идея преемственности общественного развития. Вполне понятно, что, применяя категорию «народ» и связанные с ним понятия к интересующей нас области исследования — эстетике, мы должны конкретизировать эту общую идею обеспечения поступательного и в то же время преемственного хода человеческого развития. Народными в этом смысле мы называем такие явления художественной культуры, искусства, которые создаются в русле как обще-социального, так и собственно художественного прогресса на определяющих его направлениях.

Чрезвычайно важно различать языковые уровни, на которых в каждом конкретном случае употребляются понятия «народ» и «народность» применительно к искусству. Они могут выступать и в качестве терминов научного языка эстетики, и в качестве определенных «внутри художественных» представлений, которые обычно являются нестрогими н недостаточно определенными, хотя и полезными как регуляторы самой художественной деятельности. Если стихийно формирующиеся в рамках художественной культуры представления о сущности и задачах искусства являются объектом эстетики как науки, то те термины, в которых они выражаются, не могут не входить в язык науки, в рассуждения ученого. Иначе они не могут стать предметом рассмотрения, исследования. Но в процессе научного анализа всегда следует четко представлять себе (и если необходимо оговаривать это), в каком качестве выступают в данном конкретном случае термины «народ», «народность». Одно дело, скажем, изложить, что те или иные художники думали по поводу своего творчества и, в частности, по поводу его связи с народной жизнью и культурой, а другое дело дать объективную характеристику этого творчества, научное описание той формы, в которой эта связь осуществлялась в действительности.

Понятие народности  
Говоря о народности искусства, наиболее проницательные и глубокие представители эстетической мысли понимали, что это не просто непосредственно переживаемый момент художественности, а чаще всего — проблема, возникающая в ходе наших размышлений по поводу художественного творчества. Поэтому они отдавали себе отчет в том, что в данном случае речь должна идти не о простом противопоставлении «народного» искусства «ненародному», а о том, в каких конкретно аспектах и в каком смысле те или иные формы художественной культуры должны рассматриваться как народные. Категорию народности, следовательно, правильнее понимать не столько как выражение какого-то определенного признака, свойства, сколько как обозначение некоторого «поля проблем» эстетической теории и художественной критики. Читать дальше...

Народность и национальное искусство  
Для эстетической теории и художественной практики чрезвычайно важен вопрос о связи категорий народности и национальной специфики искусства. Всякое передовое, полнокровное искусство прочно связано с жизнью своей страны, со стоящими перед ней проблемами, с лучшими традициями национальной культуры. В этом смысле подлинно народное искусство всегда является национальным, что не означает, конечно, приверженности идеям национальной исключительности, пренебрежительного отношения к культуре других народов. Способность к восприятию и творческой переработке всего лучшего, что создано творчеством других народов, всегда отличала выдающихся мастеров художественной культуры. Читать дальше...

Народность в художественной культуре  
В условиях общества с сильно развитыми классовыми антагонизмами возникает и нарастает противоречие между двумя важнейшими аспектами проблемы народности искусства: между степенью участия народных масс в создании и потреблении художественных ценностей и способностью искусства отобразить наиболее глубокие интересы, объективные исторические потребности народа. Читать дальше...

Народность — динамическая, историческая категория  
Как меняются социальный состав народа, его историческая миссия и условия жизни, так меняется и объем понятия «народное искусство». Можно привести немало примеров, когда те или иные идеологические феномены, на определенном отрезке времени отражавшие интересы прогрессивных слоев общества, постепенно утрачивали это качество, а вместе с тем и жизненную силу, становясь в целом лишь объектом чисто исторического интереса. Читать дальше...

Решая вопрос о степени и форме народности тех или иных произведений художественного творчества, направлений в искусстве, мы не можем подменять эстетический анализ социальным (социологическим). Необходимо рассматривать художественное творчество во всем многообразии и диалектической взаимосвязи его аспектов, охватывая в едином синтетическом рассмотрении и его идейное содержание, и особенности его художественной формы, и его роль в эстетическом развитии общества, и характер творческого процесса, в результате которого оно было создано (коллективное или индивидуальное творчество и т. д.). Так, скажем, произведение может быть написано с демократических позиций, оно может быть достаточно понятным, доступным. Но если при этом его создатель оказался не на высоте стоящих перед ним задач художественного мастерства, если он не сумел найти свежие, яркие средства выражения своих идей, иными словами, если народность.

Как определенная социальная характеристика не претворится в эстетических качествах произведения, мы вряд ли можем считать его подлинно народным. Ведь народность искусства — категория, выражающая помимо всего прочего и меру общечеловеческой. ценности искусства, его вклад не только в идейное, социальное, но и в эстетическое развитие.

История архитектуры и строительного дела, заметки об известных и забытых шедеврах монуменального искусства представлены на сайте Формула строительства.



   • Начало  • Философские разговоры   • Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master