Семь заветных слов   Слово монарха значит больше, чем клятва обычного человека. (Елизавета I)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Особенности русской философии

А. Т. Павлов

Вопрос о своеобразии русской философии, ее особенностях имеет более чем вековую историю. С 40-х гг. прошлого века, когда русские философы занялись изучением истории философской мысли в России, сразу встал вопрос о том, можно ли говорить о русской философии как самобытном и оригинальном явлении, или же более правильно говорить о философии в России, т. е. о существовании в России философских идей, корни которых лежат не в России, а за ее пределами, в России же они лишь распространяются, но не рождаются.

Уже в первом исследовании истории русской философии архимандритом Гавриилом (В. Н. Воскресенским) ' характер философии, ее национальные особенности объясняются характером народа, его психологическими и хозяйственными чертами, которые в свою очередь объясняются не только выпавшей на долю данного народа божьей благодатью, но и географическими условиями. (Архимандрит Гавриил. История философии. Ч 6. Казань, 1840)

Своеобразие русской философии  
Вопрос о своеобразии русской философии, ее особенностях имеет более чем вековую историю. С 40-х гг. прошлого века, когда русские философы занялись изучением истории философской мысли в России, сразу встал вопрос о том, можно ли говорить о русской философии как самобытном и оригинальном явлении, или же более правильно говорить о философии в России, т. е. о существовании в России философских идей, корни которых лежат не в России, а за ее пределами, в России же они лишь распространяются, но не рождаются.

Русская философия: религиозность, историософичность, антропоцентризм  
Историки русской философии сходятся во мнении, что главной особенностью русской философской мысли является ее связь с религиозным мировоззрением. «Все развитие русской философии, — пишет, например, Н. Лосский, — нацелено на истолкование мира в духе христианства». Причем христианства в его православной интерпретации. Начало самостоятельной философской мысли в России, пишет он, связано со стремлением «опровергнуть немецкий тип философствования на основе русского толкования христианства, опирающегося на сочинения отцов восточной церкви и возникшего как результат национальной самобытности русской духовной жизни».

Русская философия: панморализм, онтологизм, органицизм  
Обосновывая тезис о антропоцентричности русской философии как ее своеобразной черте, В. В. Зеньковский подходит к еще одной характерной особенности русской философии, которую отмечают и другие историки философии. Речь идет о панморализме, о моральном аспекте многих обсуждаемых в русской философии проблем. У русских мыслителей, пишет Зеньковский, «всюду доминирует (даже в отвлеченных проблемах) моральная установка: здесь лежит один из самых действенных и творческих истоков русского философствования».

Русская философия: антибуржуазность  
Русские философы видели в буржуазности некую усредненность (К. Леонтьев), отсутствие высоких творческих порывов (Бердяев), мещанский дух сытости и успокоенности (Герцен), приоритет материальных ценностей над духовными (Достоевский). Но ведь все это не выражает духа буржуазности, все это явления, сопутствующие буржуазному устройству жизни, но отнюдь не определяющие ее. Ростовщичество, рантье — это отнюдь не буржуазность, а наросты на буржуазности. Буржуазный же дух — это дух инициативы, предприимчивости, дух риска и труда до самозабвения. Преуспевающий буржуа-всегда труженик. Безделье — путь к разорению, и потому буржуазность — это апофеоз трудовой деятельности, т. е. то, что глубоко чуждо и рабовладельческой и феодальной идеологии и психологии.

Русская философия: свобода и право  
Противопоставление внутренней свободы господству внешней необходимости мы находим уже у И. В. Киреевского и Л. С. Хомякова. Подчеркивая примат свободы, исходящей из внутренних убеждений человека, они рассматривали как сугубо негативное внешнее ограничение человеческой свободы, подчинение человека господству внешних обстоятельств.

Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год. Стр.71-79.



   • Начало  • Философские разговоры   • А. Т. Павлов. Особенности русской философии  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master