Семь заветных слов   Слово монарха значит больше, чем клятва обычного человека. (Елизавета I)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Скептический фидеизм Монтеня
Философские идеи Монтеня
Народность искусства как проблема эстетической теории
Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
Особенности русской философии
Философия В. Соловьева
Культура и гуманитарное знание
Литературная гостинаяЛитературный и художественный Зарайск
Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье
Северные песни
«Ведьма в лесу» Татьяны Латуковой
Евангелие, иллюстрированное Аракелом Геламеци
Иконы в храме


Словарь старинных слов:

Бирюк — зверь, медведь.


Татьяна Латукова - детектив Ведьма в лесу
Остросюжетный роман
Татьяны Латуковой
ВЕДЬМА В ЛЕСУ

Философия и поэзия Омара Хайама

Литература Азии

Омар Хайям Гияссаддин Абу-ль-Фатх ибн Ибрахим (ок. 1048, г.Нишапур, после 1122) - персидский и таджикский поэт, математик и философ. Автор многочисленных математических и философских работ, а также получивших всемирную известность четверостиший (pубаи). Большую часть жизни провел в Балхе, Самарканде, Исфахане и др. Учился у прославленных ученых того времени. По поручению сельджукского султана провел реформу календаря, но его очень точный календарь не был внедрен.

В своих философских взглядах Омар Хайям был последователем Аристотеля и Ибн Сины. Он признавал творца как источник первого толчка жизни, однако материалистически трактовал причинную связь явлений и признавал реальное существование объективного мира.

Четверостишия Омара Хайяма отнюдь не являются иллюстрацией к его философским взглядам, как считают иные авторы. Поэзия Омара Хайяма - целый мир человеческих переживаний, которые переплетаются в многообразной и остроумной гамме поэтических метафор, олицетворений и сентенций. Четверостишия Омара Хайяма объединены общей идеей - пафосом свободы личности, протестом против несправедливости мира, призывом к наслаждению, к раскрепощению личности.

Четверостишие Омара Хайяма - лирическая жанровая форма, с установившейся формой рифмы и варьирующейся композиционной структурой. Омар Хайям пользуется несколькими основными мотивами, вокруг которых он нанизывает свои "вольнодумные" мысли; гончар, гончарная мастерская и кувшины символизируют творца, мир и индивида; травка, выросшая из земли, в которую превратился человеческий прах, подтверждает мысль поэта о вечном круговороте жизни и материи. Немалое место в его стихах занимает культ вина и гуляки, в котором проявляется бунт Омара Хайяма против религиозных запретов ислама.

Научные и философские сочинения Омара Хайяма известны в переводе на русский и другие европейские языки. Хотя его четверостишия пользуются мировой славой, ориенталисты сомневаются в принадлежности большинства из них Омару Хайяму. Впервые вопрос о подлинности четверостиший был поднят русским востоковедом В.А. Жуковским в 1897 году. Затем этой проблемой занимались А.Кристенсен (Дания), Ф.Розен и Г.Ремпис (Германия), Б.Силлик (Венгрия), Фоpуги (Иран), Аpбеppи (Англия).

В послевоенные годы было обнаружено несколько рукописных списков, датированных довольно близко ко времени Омара Хайяма, однако иранские ученые (Нафиси и др.) считают эти списки мистификацией. Следовательно, из приписываемых Омару Хайяму более чем 400 четверостиший бесспорно принадлежащими ему можно считать только 66, содержащихся в наиболее древних источниках. Атрибуция же остальных четверостиший может оспариваться. Небольшой объем четверостиший не позволяет решить этот вопрос новейшими статистическими методами.

Трактовка четверостиший Омара Хайяма у разных ученых носила диаметрально противоположный характер. Этому способствовали главным образом установки исследователей. Одни трактовали творчество Омара Хайяма в мистико-суфийском плане, другие воспринимали его в плане воспевания земной реальной жизни и ее радостей, третьи у Омара Хайяма находили атеизм. Но, как говорит сам Омар Хайям, "верный путь не тот и не этот".

Современный читатель ценит в его стихах ту страстность, с которой он бичевал лицемеров и ханжей, его глубокие раздумья о смысле жизни, стремление к истине, непримиримую полемику с мракобесами. Омар Хайям - мастер отточенного стиха, умеющий вложить в четыре строчки рубаи целую гамму человеческих страстей и мыслей. Стиль Омара Хайяма не усложнен литературными красотами, сложной риторикой. Его любимые фигуры - олицетворения и перифразы. Ритм четверостиший гибкий, дающий автору возможность свободного выбора слов.

М.Н. Османов

По материалам портала Литература Азии
Портал «Литература Азии» - прикосновение к глубинам времени человеческой цивилизации и необъятности пространства колоссального континента, знакомство с наиболее значимыми литературными памятниками Азии.





Следующая страница: Мишель Эйнем из замка Монтень

   • Начало  • Философские разговоры   • Философия и поэзия Омара Хайама  


  Лирика Древнего Египта  |  Ораторы Древней Греции  |  Русские былины  |  Философские разговоры
Слово Пушкина  |  Литературная гостиная  |  Лингвистика
 
  © Семь заветных слов, 2009-2016.
Статьи, лекции, заметки по лингвистике и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи известных людей, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры художественной литературы.
О проекте
Карта сайта
Сделано Tatsel.ru
Яндекс.Метрика