Семь заветных слов   Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей. (Конфуций)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение






Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение

1. Личность и Вечность

В. И. Холодный

В сознании миллионов людей идея воссоздания духовной цивилизации долгое время ассоциировалась с понятием «социализм», в котором выдвигалось требование ликвидации таких считавшихся несовершенными социальных систем, как «феодализм» и «капитализм». Но с естественной необходимостью и в объективном социальном процессе, и в его понимании произошли существенные изменения с тех пор, когда с помощью указанных понятий создавалась универсальная марксистская модель общественного развития. Современные модели независимо от их идеологической направленности базируются на несколько иной терминологии.

Мировая цивилизация переживает сегодня специфический аксиологический кризис, и для понимания проблемы ее возрождения следует уяснить понятие духовности и рассмотреть механизмы ее формирования. Нередко в это понятие включаются исключительно сфера культуры и общепринятые нормы человеческого поведения. Оценивая такую трактовку духовности как поверхностную и весьма условную, целесообразно в согласии с многовековой философской традицией выделить в ней следующие основные уровни: внутренний и онтологизированный (материализованный, объективированный, опредмеченный).

Внутренняя, спонтанно действующая аксиологичность человека мало объяснима, но именно ее люди всегда чувствуют и размышляют о ней, живут под ее непосредственным влиянием. Онтологизированная аксиологичность представлена во всех видах человеческой деятельности н ее результатах. В данном плане творчество в сфере культуры отличается от предметной деятельности только степенью эстетической выразительности, но в том и другом случае происходит различный по форме процесс материализации духовности, В объективированных формах внутренний духовный мир человека находит частичное проявление в виде отчужденного и инобытия. Возникает вопрос: каковы же механизмы формирования спонтанной духовности, лежащей в основе всех сфер жизнедеятельности?

Этот вопрос стихийно присутствует в мировой философии, и различные мыслители косвенным образом давали на него те или иные ответы. На мой взгляд, данную ситуацию наиболее глубоко осмыслил родоначальник русского славянофильства А. С. Хомяков. В его религиозной аксиологии и всей философской системе в качестве центральных выступают такие понятия, как «личностный нравственный разум», «соборный разум» и «всецелый разум». Переводя эти взаимозависимые понятия на современный секулярный язык, мы с их помощью воспроизводим триединый субстанциальный процесс стихийного взаимопревращения духовных первоначал: личностного, коллективистского и космического, понимая под последним вечный источник всего существующего. Сам этот спонтанный процесс и вырабатываемые в нем установки сознания представляют собой духовный фундамент всей человеческой жизнедеятельности.

В атрибуте самодвижения природы таятся ее жизненность и Вечность, что обусловливает постоянное присутствие в космосе потенциальной возможности порождать духовность, которая, реально возникнув в социальной среде, проявляется в сознании людей путем их общения между собой, путем коллективистское целеустремленности к Вечности, к своей прародительнице. Духовный коллективизм выступает здесь как форма существующего единства личности и Вечности, как способ проникновения личности в Вечность. а Вечности в личность. Исходным гарантом наличия смысложизненной ситуации в обществе, а также духовной целостности и свободы отдельной личности выступает такой коллективизм, который стихийно нли сознательно ориентирован на восприятие Вечности как потенциальной духовной силы.

Принципиально важным представляется сам тип отношения человека к природной Вечности. На уровне религиозности Вечность воспринимается как некая универсальная надприродная духовная субстанция. На уровне рационалистически-прозаического отношения к Вечности человека подстерегает опасность утилитарной обездуховленности, поскольку объективно ему отводится роль функционера, подавляемого безжизненной материальностью природы. На основе преодоления и религиозного и прозаически-материалистического понимания природы, по сути, и возможно формирование регулярно-духовного восприятия Вечности как прародительницы человека, как притягивающей к себе универсальной космической силы. Иными словами, наряду с естественнонаучным изучением природы следует масштабно расширять и углублять духовно-ценностное ее постижение, являющееся основой становления аксиологической атмосферы в обществе и соответственно смысложизненных переживаний отдельного человека.

Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год

Дополнительная информация: Психология личности и различные аспекты бытия рассматриваются на сайте Семь золотых рыбок.



Следующая страница: 2. Секулярная соборность

   • Начало  • Философские разговоры   • В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение   • 1. Личность и Вечность  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master