Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей. (Конфуций) |
Лирика Древнего Египта | Ораторы Древней Греции | Русские былины | Философские разговоры | Слово Пушкина | Литературная гостиная | Лингвистика | ||
Главная Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама Мишель Эйнем из замка Монтень Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество А. Т. Павлов. Особенности русской философии О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение |
Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение1. Личность и ВечностьВ. И. Холодный В сознании миллионов людей идея воссоздания духовной цивилизации долгое время ассоциировалась с понятием «социализм», в котором выдвигалось требование ликвидации таких считавшихся несовершенными социальных систем, как «феодализм» и «капитализм». Но с естественной необходимостью и в объективном социальном процессе, и в его понимании произошли существенные изменения с тех пор, когда с помощью указанных понятий создавалась универсальная марксистская модель общественного развития. Современные модели независимо от их идеологической направленности базируются на несколько иной терминологии. Мировая цивилизация переживает сегодня специфический аксиологический кризис, и для понимания проблемы ее возрождения следует уяснить понятие духовности и рассмотреть механизмы ее формирования. Нередко в это понятие включаются исключительно сфера культуры и общепринятые нормы человеческого поведения. Оценивая такую трактовку духовности как поверхностную и весьма условную, целесообразно в согласии с многовековой философской традицией выделить в ней следующие основные уровни: внутренний и онтологизированный (материализованный, объективированный, опредмеченный). Внутренняя, спонтанно действующая аксиологичность человека мало объяснима, но именно ее люди всегда чувствуют и размышляют о ней, живут под ее непосредственным влиянием. Онтологизированная аксиологичность представлена во всех видах человеческой деятельности н ее результатах. В данном плане творчество в сфере культуры отличается от предметной деятельности только степенью эстетической выразительности, но в том и другом случае происходит различный по форме процесс материализации духовности, В объективированных формах внутренний духовный мир человека находит частичное проявление в виде отчужденного и инобытия. Возникает вопрос: каковы же механизмы формирования спонтанной духовности, лежащей в основе всех сфер жизнедеятельности? Этот вопрос стихийно присутствует в мировой философии, и различные мыслители косвенным образом давали на него те или иные ответы. На мой взгляд, данную ситуацию наиболее глубоко осмыслил родоначальник русского славянофильства А. С. Хомяков. В его религиозной аксиологии и всей философской системе в качестве центральных выступают такие понятия, как «личностный нравственный разум», «соборный разум» и «всецелый разум». Переводя эти взаимозависимые понятия на современный секулярный язык, мы с их помощью воспроизводим триединый субстанциальный процесс стихийного взаимопревращения духовных первоначал: личностного, коллективистского и космического, понимая под последним вечный источник всего существующего. Сам этот спонтанный процесс и вырабатываемые в нем установки сознания представляют собой духовный фундамент всей человеческой жизнедеятельности. В атрибуте самодвижения природы таятся ее жизненность и Вечность, что обусловливает постоянное присутствие в космосе потенциальной возможности порождать духовность, которая, реально возникнув в социальной среде, проявляется в сознании людей путем их общения между собой, путем коллективистское целеустремленности к Вечности, к своей прародительнице. Духовный коллективизм выступает здесь как форма существующего единства личности и Вечности, как способ проникновения личности в Вечность. а Вечности в личность. Исходным гарантом наличия смысложизненной ситуации в обществе, а также духовной целостности и свободы отдельной личности выступает такой коллективизм, который стихийно нли сознательно ориентирован на восприятие Вечности как потенциальной духовной силы. Принципиально важным представляется сам тип отношения человека к природной Вечности. На уровне религиозности Вечность воспринимается как некая универсальная надприродная духовная субстанция. На уровне рационалистически-прозаического отношения к Вечности человека подстерегает опасность утилитарной обездуховленности, поскольку объективно ему отводится роль функционера, подавляемого безжизненной материальностью природы. На основе преодоления и религиозного и прозаически-материалистического понимания природы, по сути, и возможно формирование регулярно-духовного восприятия Вечности как прародительницы человека, как притягивающей к себе универсальной космической силы. Иными словами, наряду с естественнонаучным изучением природы следует масштабно расширять и углублять духовно-ценностное ее постижение, являющееся основой становления аксиологической атмосферы в обществе и соответственно смысложизненных переживаний отдельного человека. Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год Дополнительная информация: Психология личности и различные аспекты бытия рассматриваются на сайте Семь золотых рыбок. Следующая страница: 2. Секулярная соборность
|
Египет | Греция | Былины | Святые | Философия | Пушкин | Гостиная | Лингвистика |
© Семь заветных слов, 2009-2021. Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней. Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы. |
О проекте Карта сайта |
Web-master |
|||