Жаль, что порой силу слова путают с силой голоса. (Усольцев) |
Лирика Древнего Египта | Ораторы Древней Греции | Русские былины | Философские разговоры | Слово Пушкина | Литературная гостиная | Лингвистика | ||
Главная Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама Мишель Эйнем из замка Монтень Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество А. Т. Павлов. Особенности русской философии О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение |
Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение13. Национализм, космополитизм и конформизмВ. И. Холодный Гуманно ориентированный национализм, если можно себе такой представить и позволить образное выражение, — это птица, подстреленная на стремительном полете. Нередко националистами становятся люди, целеустремленные к общечеловеческим духовным ценностям, но воспринимающие их как ценности национальные или мистицизирующие вполне возможную историческую значимость своего народа для человеческой цивилизации. Специфической особенностью национал-патриотизма на территории нашей страны является его антироссийская направленность, тогда как малочисленное российское великодержавное движение виновниками всех бед России объявляет международный сионизм. Естественно, что антироссийские настроения возникли в качестве неадекватного протеста против сталинистской космополитической программы русификации народов СССР. Вместе с тем это временное умонастроение приобрело такое влияние, что проявление элементарного здравомыслия в понимании национальных проблем в республиках стало не популярным, а порой и опасным для его представителей. Общеизвестно, что космополитическая идеология прежде всего наносила удар по русской философии и литературе, общечеловеческие идеи которой приобрели мировое влияние и стали особенно опасны для тоталитарного сталинского режима. И русские, и все другие народы бывшего СССР, в отличие от западных народов, в предельной мере были отстранены от русской философии XIX в. и литературы Русского Зарубежья, от их наднациональных гуманистических мотивов. Русский язык во многом был превращен в обюрокраченный безликий инструмент межнационального общения. И несомненно, что самобытность русского народа нуждается в возрождении в такой же мере, как и самобытность других народов, что возрожденный русский язык, частично воплотивший в себе духовный потенциал многих народов, сохранит статус языка межнационального общения в условиях распада нашей страны на большое количество государств. Доминирование национального языка в образующихся на территории бывшего СССР государствах вполне естественно, но будет ли это способствовать разрушению утвердившегося в общественной системе утилитарно-космополитического мировосприятия? Возрождение национального самосознания предполагает приобщение людей на своем языке и через призму самобытной культуры к изначальным духовным ценностям, а также размышлению над вечными вопросами человеческого существования, зафиксированным в мировой культуре, формированию личностной сопричастности к духовным переживаниям человека любой национальности. Самосознание не исключает, а подразумевает интеграцию национальных психологических структур на какой-то общей для многих народов языковой основе. На Западе таким языком является английский, а в Евразийском регионе — русский. Последний имеет большие возможности для расширения своего социологического влияния во всем мире. Возрождению национальной самобытности народов мешает не засилие русского языка, а засилие космополитизма и конформизма, парализовавших у человека потребность быть духовно независимой личностью. Сейчас на временной антироссийской волне предпринимаются попытки вместо русифицированного обрамления космополитизма придать ему европеизированные очертания. Тогда как решение реальных возрожденческих проблем прежде всего связано с углублением аксиологической близости наших народов, которую никакие волны нигилизма не способны разрушить. А что касается восточно-славянской соборности, то изначальное единство трех ее вариантов просто неискоренимо. Взаимно обогащая друг друга, украинская, белорусская и русская культуры способны весьма эффективно вырабатывать наднациональные ценности, значимые для всей цивилизации. Как в дальнейшем пойдет процесс духовного возрождения (и пойдет ли вообще), зависит во многом от способности политических движений отстаивать изначальные общечеловеческие ценности, которые стихийно представлены в традиционной психологии крестьянства любой национальности. В этом плане самосознание отдельного народа следует рассматривать как единство национального, регионального и общечеловеческого, как наиболее оптимальную форму выявления последнего. В свою очередь выработка либерально-юридического миропонимания призвана нейтрализовать ту или иную одностороннюю «зацикленность» человеческого сознания и формировать в обществе мировоззренческий плюрализм и интеллектуальную терпимость к инакомыслию. Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год Статьи о традициях русского национального искусства представлены на сайте Формула дизайна.
|
Египет | Греция | Былины | Святые | Философия | Пушкин | Гостиная | Лингвистика |
© Семь заветных слов, 2009-2021. Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней. Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы. |
О проекте Карта сайта |
Web-master |
|||