Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца, а те, что рождаются на языке, не идут дальше ушей. (Аль-Хусри) |
Лирика Древнего Египта | Ораторы Древней Греции | Русские былины | Философские разговоры | Слово Пушкина | Литературная гостиная | Лингвистика | ||
Главная Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама Мишель Эйнем из замка Монтень Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество А. Т. Павлов. Особенности русской философии О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение |
Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение6. Сообщество духовных ученийВ. И. Холодный Обратимся к анализу современности, опираясь на изложенное понимание структуры духовности и механизмов ее формирования. Официальная идеология до августовского путча 1991 г. характеризовала перестройку как возврат от сталинизма к ленинизму, ленинским принципам построения социализма. Этим подчеркивалась правильность выбора социального и духовного развития. по которому пошло наше общество в Октябре 1917 г., с чем большинство людей так или иначе соглашалось. В данном случае предельно упрощались возрожденческие проблемы, которые встали перед СССР и всей мировой цивилизацией. Сегодняшняя либеральная идеология в такой же мере упрощает нх, но уже путем абсолютизации формализованных «западных» ценностей. Для понимания и решения возрожденческих проблем прежде всего необходимо восстановить понизившийся авторитет многовековых аксиологических атрибутов: совести, чувства вины, сострадания и покаяния, а также личностную (в противовес конформистской) самореализации человека в коллективе и в восприятии космической Вечности как мощной животворной силы. Для этого необходимо думать над созданием ситуации, в которой люди смогли бы ощущать на себе влияние традиционной крестьянской психологии, природа которой плюралистические выразилась в творчестве всех народов прошлых веков и сейчас еще демонстрирует свою силу в бытие «малых» народов. Это даст возможность преодолеть технократический атеизм н начать формирование самобытных духовных разновидностей секулярного мировоззрения. Основными авторитетами здесь будут Ж. Ж. Руссо, Т. Карлейль, Ф. Ламенне, А. С. Хомяков, А. И. Герпен, М. А. Бакунин и другие представители мировой философской мысли, которые так или иначе пытались теоретически воспроизвести феномен традиционного народного миромышления в тот переходный период истории, когда оно оказалось в ситуации кризиса в Западной Европе и вытеснялось формалистическими стилями мышления. Формирование археологического секуляризма предполагает не только рефлексию традиционного мировоззрения, но и постоянное обращение к таким мифическим и реальным авторитетам как Будда, Христос, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, а также экзистенциально мыслящим философам и писателям, в личностях которых как бы олицетворялись роковые вопросы человеческого существования. В свою очередь вечными «законодателями» философской культуры мышления являются многие древнегреческие и средневековые мыслители, а также философы Нового времени: Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, В. Соловьев и другие. Именно их творчество, взятое как целостный процесс, представляет собой классическую концептуальную основу для переосмысления духовных традиций прошлого в создания рефлективной теории соборно-секулярного мировоззрения. Кроме того, мировая психология раскрыла различные механизмы проявления внутреннего мира человека, что делает ее влиятельным авторитетом в условиях духовного возрождения цивилизации. В этом смысле имена 3. Фрейда и других выдающихся психологов в такой же мере бессмертны, как и имена вышеназванных философов. Таким образом, для формирования соборно-рефлективного мировоззрения необходимо возродить исключительно богатое сообщество духовных ценностей, учений и классиков мировой мысли, от которых наше общество в высшей степени отчуждено. По моему убеждению, в одном ряду с перечисленными мыслителями, а отнюдь не особняком, как это было в закончившийся сейчас период горбачевской перестройки, должно стать и трагически великое имя В. И. Ленина. Выделение его в особый символ перестройки фактически оставляло неизменной сталинско-брежневскую линию по отношению к родоначальнику большевизма и стимулировало беспринципное обращение к его авторитету для подтверждения или саморазумеющихся истин, или устарелых позиций. Это только усиливало негативное и зачастую такое же упрощенное отношение к нему со стороны «левых» и «правых» его односторонних критиков. Личность Ленина на протяжении веков, очевидно, будет вызывать самые разноречивые толкования. Но эти оценки пускай самые беспощадные, должны быть достойны его гения, а не представлять собой узких идеологических штампов или стандартизированного негативизма. А сейчас нередки даже суждения о Ленине как о заурядном политическом авантюристе. Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год Философские учения, литературные течения, история литературы и риторики представлены на сайте Семь заветных слов. Следующая страница: 7. Логика революции - жертвенность
|
Египет | Греция | Былины | Святые | Философия | Пушкин | Гостиная | Лингвистика |
© Семь заветных слов, 2009-2021. Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней. Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы. |
О проекте Карта сайта |
Web-master |
|||