Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами. (Конфуций) |
Лирика Древнего Египта | Ораторы Древней Греции | Русские былины | Философские разговоры | Слово Пушкина | Литературная гостиная | Лингвистика | ||
Главная Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама Мишель Эйнем из замка Монтень Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество А. Т. Павлов. Особенности русской философии О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение |
Гуманизм как представление о достоинстве и благородствеЮ. М. Устюшкин Важной особенностью решения проблем, связанных с культурой, в том числе и такой, как гуманизация общества, является то, что ее осуществление может быть достигнуто только теми средствами, которые имеются в конкретном обществе в данное время. В принципе это означает следующее. Культура всегда может «апеллировать к сопоставлению и сравнению», быть, так сказать, «смыслопроводной», более того, иметь «почти апокалиптическое желание-ожидание быть переведенной, увидеть себя в зеркале «чужого» языка и «чужой» культуры, что в общем-то является «потребностью» общения с другими культурами, отражения в них и отражения «чужой» культуры в себе». (Топоров В. П. Пространство культуры и встречи в нем//Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Выпуск четвертый. М., 1989. С. 7.) Однако все эти свойства определенной культуры показывают ее стремление к обогащению за счет взаимодействия с другими культурами, но вовсе не подмену в обществе одной культуры другой. Средства, искусственно заимствованные из какой-либо другой культуры, всегда готовы превратиться (а история убеждает, что так оно и происходит) в идеологического монстра, который имеет свойство тотально искажать как гуманитарные, так и научно-технические основания бытия уникального культурно-исторического типа. Скажем, русская и немецкая культуры всегда будут стремиться к взаимодействию в силу исторически сложившихся обстоятельств. Но, отражаясь какими-то чертами друг в друге, они все-таки будут оставаться разными культурами, не сводимыми одна к другой. Подмена одной культуры другой неизбежно приводит к деградации уклада жизни и традиций родной культуры и в то же время — к искажению смысловых интенций «чужой» культуры. Разумно гуманизировать общество — значит, экстраполировать понимание гуманизма в его национально-историческом, а значит, и в общечеловеческом измерении на все виды и формы общественной деятельности, чтобы тем самым сформировать условия и возможности для возвышения чести и достоинства человека на более высокий уровень по сравнению с предыдущим. Гуманизм как представление о достоинстве и благородстве, чести и разуме конкретного человека восходит к эпохе Ренессанса. В основных подходах этот принцип остается практически неизменным и по сей день, представляя собой основу гуманистического мировоззрения.
Своим появлением гуманизм обязан реакции общественной мысли на идеологическую и деантропологическую функции христианства в его общественно-институциональной, церковно-католической ипостаси, но, конечно, же, не на само христианство, которое своим возникновением и последующим развитием аккумулировало в себе множество гуманистических принципов и идеалов европейской языческой культуры. Если вначале возрожденческий гуманизм был реакцией мысли на ограничение (раздвоение) целостности человека в определенных условиях и отношениях, то впоследствии эта реакция возникала вновь и вновь при любом посягательстве на целостность экзистенциального бытия и на естественные права человека. Проблема гуманизации общества, таким образом, выступает как естественная необходимость в силу того, что к таким ценностям гуманистического мировоззрения, как достоинство, честь, доблесть, благородство, разум, либо не обращались вовсе, либо они служили всего лишь прикрытием бесчеловечных отношений, либо их роль и содержание истолковывались с узко-прагматистских, рассудочных позиций, при которых духовные ценности и гуманитарное знание рассматривались механистически и, более того, технократически. Чтобы представление о гуманистических принципах и идеалах соответствовало их подлинному значению и смыслу, чтобы оно действительно возвышало человека в процессе его жизни, нужны соответствующие средства для их утверждения. Поскольку цель может быть достигнута только определенными средствами, то совершенно очевидно, что соответствие цели и средств зависит непосредственно от достоверного знания действительности и тех возможностей, которыми она располагает. В свою очередь это означает, что цель может быть достигнута только теми средствами, которые уже «созрели» и имеются в наличной действительности. Использование гуманитарного знания (т. е. гуманитаризация) является основным средством при достижении поставленной цели — гуманизации общества. Как средство гуманитаризация есть процесс экстраполяции смысловой сущности гуманитарного знания на все виды и формы деятельности человека. В то же время этот процесс ставит своей основной задачей формирование (воссоздание) в сознании человека ответственности перед самим собой (своей совестью) и перед обществом (как проявлением вечности) за создаваемый им самим личностный смысл бытия. Публикуется по изданию: Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год Следующая страница: Свойства гуманитарного знания
|
Египет | Греция | Былины | Святые | Философия | Пушкин | Гостиная | Лингвистика |
© Семь заветных слов, 2009-2021. Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней. Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы. |
О проекте Карта сайта |
Web-master |
|||