Семь заветных слов   Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами. (Конфуций)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение


Словарь старинных слов:

Юр — высокое место.


Гуманизм как представление о достоинстве и благородстве

Ю. М. Устюшкин

Важной особенностью решения проблем, связанных с культурой, в том числе и такой, как гуманизация общества, является то, что ее осуществление может быть достигнуто только теми средствами, которые имеются в конкретном обществе в данное время. В принципе это означает следующее. Культура всегда может «апеллировать к сопоставлению и сравнению», быть, так сказать, «смыслопроводной», более того, иметь «почти апокалиптическое желание-ожидание быть переведенной, увидеть себя в зеркале «чужого» языка и «чужой» культуры, что в общем-то является «потребностью» общения с другими культурами, отражения в них и отражения «чужой» культуры в себе». (Топоров В. П. Пространство культуры и встречи в нем//Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Выпуск четвертый. М., 1989. С. 7.)

Однако все эти свойства определенной культуры показывают ее стремление к обогащению за счет взаимодействия с другими культурами, но вовсе не подмену в обществе одной культуры другой. Средства, искусственно заимствованные из какой-либо другой культуры, всегда готовы превратиться (а история убеждает, что так оно и происходит) в идеологического монстра, который имеет свойство тотально искажать как гуманитарные, так и научно-технические основания бытия уникального культурно-исторического типа.

Скажем, русская и немецкая культуры всегда будут стремиться к взаимодействию в силу исторически сложившихся обстоятельств. Но, отражаясь какими-то чертами друг в друге, они все-таки будут оставаться разными культурами, не сводимыми одна к другой. Подмена одной культуры другой неизбежно приводит к деградации уклада жизни и традиций родной культуры и в то же время — к искажению смысловых интенций «чужой» культуры.

Разумно гуманизировать общество — значит, экстраполировать понимание гуманизма в его национально-историческом, а значит, и в общечеловеческом измерении на все виды и формы общественной деятельности, чтобы тем самым сформировать условия и возможности для возвышения чести и достоинства человека на более высокий уровень по сравнению с предыдущим. Гуманизм как представление о достоинстве и благородстве, чести и разуме конкретного человека восходит к эпохе Ренессанса. В основных подходах этот принцип остается практически неизменным и по сей день, представляя собой основу гуманистического мировоззрения.

В музее «Огни Москвы»
В музее «Огни Москвы»
Соединение технических и гуманитарных аспектов культуры в
экспозиции исторических артефактов и предметов интерьера

Своим появлением гуманизм обязан реакции общественной мысли на идеологическую и деантропологическую функции христианства в его общественно-институциональной, церковно-католической ипостаси, но, конечно, же, не на само христианство, которое своим возникновением и последующим развитием аккумулировало в себе множество гуманистических принципов и идеалов европейской языческой культуры. Если вначале возрожденческий гуманизм был реакцией мысли на ограничение (раздвоение) целостности человека в определенных условиях и отношениях, то впоследствии эта реакция возникала вновь и вновь при любом посягательстве на целостность экзистенциального бытия и на естественные права человека.

Проблема гуманизации общества, таким образом, выступает как естественная необходимость в силу того, что к таким ценностям гуманистического мировоззрения, как достоинство, честь, доблесть, благородство, разум, либо не обращались вовсе, либо они служили всего лишь прикрытием бесчеловечных отношений, либо их роль и содержание истолковывались с узко-прагматистских, рассудочных позиций, при которых духовные ценности и гуманитарное знание рассматривались механистически и, более того, технократически.

Чтобы представление о гуманистических принципах и идеалах соответствовало их подлинному значению и смыслу, чтобы оно действительно возвышало человека в процессе его жизни, нужны соответствующие средства для их утверждения. Поскольку цель может быть достигнута только определенными средствами, то совершенно очевидно, что соответствие цели и средств зависит непосредственно от достоверного знания действительности и тех возможностей, которыми она располагает. В свою очередь это означает, что цель может быть достигнута только теми средствами, которые уже «созрели» и имеются в наличной действительности.

Использование гуманитарного знания (т. е. гуманитаризация) является основным средством при достижении поставленной цели — гуманизации общества. Как средство гуманитаризация есть процесс экстраполяции смысловой сущности гуманитарного знания на все виды и формы деятельности человека. В то же время этот процесс ставит своей основной задачей формирование (воссоздание) в сознании человека ответственности перед самим собой (своей совестью) и перед обществом (как проявлением вечности) за создаваемый им самим личностный смысл бытия.

Публикуется по изданию: Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год



Следующая страница: Свойства гуманитарного знания

   • Начало  • Философские разговоры   • Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание   • Гуманизм как представление о достоинстве и благородстве  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master