Семь заветных слов   Само по себе слово не отсылает ни к чему определенному: это только люди соотносят слова с тем, с чем им заблагорассудится. (Евгений Клюев)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Мишель Эйнем из замка Монтень

Мишель Эйнем из замка Монтень родился 28 февраля 1533 года.
Вырос и сформировался как мыслитель в эпоху позднего Возрождения, на излете того культурного движения в Европе, которое называют гуманизмом.

Гуманизм оформился как противопоставление светской образованности церковно-схоластической учености, и в основу его легли учения древне-греческих философов. Гуманисты ставили задачу возрождения греко-римской культуры, осуществляя грандиозный синтез христианской "веры" и античной "мудрости". Эпоха, в которой довелось Монтеню оставить свой непохожий ни на кого след, характеризовалась множеством философских течений, бурным взлетом естествознания.

Современниками Монтеня были Леонардо да Внчи и Джордано Бруно. Ему было 10 лет, когда Коперник опубликовал свою книгу "Об обращении небесных сфер", он мог общаться со свидетелями дружбы Томаса Мора и Эразма Роттердамского. В конце жизни он мог читать труды Галилея по астрономии и слышать о восстании в Испании, возглавляемом Кампанеллой. С другой стороны, это было время жестоких религиозных и политических раздоров и безжалостных войн.

В молодости, вероятно, Монтень участовал в военных походах, двенадцать лет он проработал советником парламента города Бордо. Неоднократно бывал в Париже при королевском дворе, был ограблен, пережил пожар, смерть детей, чуму, а на склоне лет оказался даже заложником в Бастилии.

С 1582 по 1586 годы Монтень исполнял обязанности мэра Бордо. Почетная, но бесплатная и беспокойная должность щаставляла Монтеня устремлять все свои силы и ум на утешение страстей, в условиях гражданской войны важным было не допускать кровопролитий на любом уровне конфликтов. Общественная деятельность разочаровала философа, в 37 лет он удалилися в собственное имение, где засел в замковой башне, где располагалась библиотека.

Первые две книги "Опытов" были выпущены в 1580 году. После ухода с поста мэра Монтень в 1588 году выпустил издание, состоящее из 3-х книг. Последние два десятилетия жизни Монтень серьезно страдал от каменнопочечной болезни. В возрасте 59 лет он скончался от приступа этой болезни.

При написании "Опытов" первоначальный замысел был довольно непритязателен: выписать из наиболее авторитетных морально-философских сочинений древних авторов (Плутарх, Сенека) поучительные примеры, исторические анекдоты, и снабдив их комментариями, преподнести в качестве "учебника жизни". Однако, по мере работы примеры никак не укладывались в "универсальные правила". Не без изумления осознав, что его "уроки" разбегаются в сплошные "исключения", Монтень решил, что необходимо изложить не только комментарии, но и собственные суждения, основанные на личном опыте.

Работа над "Опытами" продолжалась до конца жизни. Уже во второе издание, кроме третьей книги, Монтень внес более 600 добавлений. С изданием 1588 года не расставался никогда, внося все новые и новые правки. При этом он никогда ничего не исключал, только вносил все новые примеры. Это, по его собственным мыслям, позволяло бы проследить развитие авторской мысли. Причем подчас в добавлениях Монтень противоречил самому себе, но не стремился затушевать эти противоречия, подсказывая читателю, что об одном и том же предмете могут существовать взаимоисключающие мнения. Часто он не узнает в своих мыслях самого себя. Это говорит о том, что движение мысли автора - не целенаправленное движение к некоторому результату, а поиск, устремленный в бесконечность.

"Опыты" Монтеня - это беседа с самим собой. Способы построения рассуждений при этом могут быть как риторическими, так и логическими. А методы воздействия на собеседника - самого себя - как убедительными, так и доказательными. Каждый момент Монтень готов уличить себя в неточности, ошибке. Философ ставит опыт над самим собой.

Ангелина Лопаткина, специально для 7zs.ru



Скептический фидеизм Монтеня  
Скептицизм для Монтеня не идеал, это точка оттолкновения, рубеж, подлежащий преодолению. Погрузившись в мир без истины, Монтень показывает всю его практическую неуютность и невозможность найти критерии каждодненвого поведения среди людей. Но, в отличие от скептиков, вопрос об истине он не снимает, хотя и не создает своей собственной доктрины. По мнению Монтеня, если истина существует, то она одна, едина и неделима.

Философские идеи Монтеня  
Монтень создает свою собственную этику: отвержение и неприятие зла, чуждость эгоцентризму и самолюбованию. Непрерывная цепь связывает людей в природный субстрат. Отсюда отказ от жестокости, вероломства, тщеславия, ревности, от позиций палача и преследователя.



   • Начало  • Философские разговоры   • Мишель Эйнем из замка Монтень  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master