Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами. (Конфуций) |
Лирика Древнего Египта | Ораторы Древней Греции | Русские былины | Философские разговоры | Слово Пушкина | Литературная гостиная | Лингвистика | ||
Главная Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама Мишель Эйнем из замка Монтень Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество А. Т. Павлов. Особенности русской философии О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение Словарь старинных слов:
Сочень — пресные тонкие лепешки, жаренные на растительном масле (соке): конопляном или льняном. |
Скептический фидеизм МонтеняИдеи Монтеня сформировались в эпоху господства антропоцентризма - учения об абсолютной привелигированности человека в мироздании, и о том, что само мироздание создано для человека. Эта точка зрения разделялась как церковниками (само создание Богом человека по образу и подобию своему, наделение его властью над всеми прочими существами уже характерно), так и большинством гуманистов (подчинение всего и всех человеку в "Утопии " Томаса Мора). Позиция Монтеня на фоне двухтысячелетней традиции прославления человека оказалась шокирующей. Всю свою непримиримость к антропоцентризму Монтень излил в "Аналогии Раймонда Сабуидского" - интеллектуальном ядре "Опытов". "Пусть человек покажет мне с помощью своего разума, на чем покоятся те огромные преимущества над остальными созданиями, которые он приписывает себе. Кто уверил человека, что <...> всё это создано для него, для его удобства и к его услугам? Не смешно ли, что это ничтожное и жалкое создание, которое не в силах даже управлять собой , объявляет себя властелином и владыкой Вселенной, малейшей частицы которой он даже не способен познать?" Разрывая с гуманистической концепцией, Монтень сталкивается с вопросом о границах человеческого знания, о доступности для человека истины, вступает в конфликт с естественной теологией, разработанной в XIII веке Фомой Аквинским. Учение Фомы Аквинского и спустя несколько столетий остается официальной католической, а кое в чем и протестантской доктриной. Естественная теология согласовывает данные разума со сверхразумной верой, а истины, добытые светскими науками с истиной Откровения. Монтень, наоборот, пытается развести человеческие науки, человеческое знание и истины христианской веры. Он считает, что абсолютное бытие настолько превосходит все возможности человеческого разума, что предстает как непостижимое начало мира, отделенное от человека непроницаемой завесой тайны. Позицию такого рода принято называть скептическим фидеизмом. Фидеизм имеет историю не меньшую, чем естественная теология и утверждает приоритет веры над знанием. Оригинальность Монтеня в скептических выводах, сделанных им из фидеистической позиции. "Мы далеки от понимания Божьего величия и меньше всего понимаем те творения нашего создателя, которые явственно носят на себе его печать и являются всецело делом его рук." Монтень подвергает разум испытанию, предоставляет его самому себе и рассматривает, чего он стоит "лишенный милости и знаний божественных". Человек остается один на один с миром явлений. Но этот мир все время изменяется. "Все вещи претерпевают непрерывно одно изменение за другим, наш разум оказывается обманутым". А чувства самого человека субъективны и слабы. При этом животные имеют чувства более развитые, а способность восприятия зависит от настроения, изменения души, изменяется со временем и от человека к человеку. Человеку свойственно приноравливать вещи к себе и видоизменять их, так что в конце концов он не знает, каковы они в действительности. И дело не ограничивается областью одних чувств. "Чувства являются началом и венцом человеческого познания, а потому и наш интеллект не может владеть достоверной истиной. Лучшее доказательство - борьба и смена философских концепций. Хаос присущ и человеческой морали, обычиям, верованиям, отношениям, где царствуют привычки. <...> народы, где ни разу в жизни не стригут ни волос, ни ногтей, где женщины носят на подоле столько кисточек, сколько они познали мужчин, в качестве почетного знака, где за едой вытирают руки о ляжки, мошонку и ступни ног, где вшей щелкают зубами и находят отвратительным, если кто-нибудь раздавит из ногтем. Вывод Монтеня сводится к необходимости решительного отказа от любой "остальной" науки, если он признается в незнании первопричин и основ. К похожим выводам пришел в свое время античный скептик Секст Эмпирик, полагавший, что высказываться следует не о саимх вещах, а лишь о своих впечатлениях о них. Скептицизм для Монтеня не идеал, это точка оттолкновения, рубеж, подлежащий преодолению. Погрузившись в мир без истины, Монтень показывает всю его практическую неуютность и невозможность найти критерии каждодненвого поведения среди людей. Но, в отличие от скептиков, вопрос об истине он не снимает, хотя и не создает своей собственной доктрины. По мнению Монтеня, если истина существует, то она одна, едина и неделима. Если все правы по очереди, значит, неправ никто. Поэтому Монтень никогда не вверяется одному авторитетному мнению, предпочитая сравнивать их. В конце концов, для него мнение кого-либо превращается из источника знания в документ, свидетельствующий о состоянии ума автора. Следующая страница: Философские идеи Монтеня
|
Египет | Греция | Былины | Святые | Философия | Пушкин | Гостиная | Лингвистика |
© Семь заветных слов, 2009-2021. Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней. Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы. |
О проекте Карта сайта |
Web-master |
|||