Главная
Литературная гостиная«Ведьма в лесу» Татьяны Латуковой «На той и этой стороне». Поэзия Екатерины Польгуевой Литературный и художественный Зарайск Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье Северные песни Евангелие, иллюстрированное Аракелом Геламеци Иконоведение - Спас Нерукотворный Валдай. Первые годы советской власти
|
Евангелие конца XVI в., иллюстрированное Аракелом Геламеци
Из собрания Матенадарана
Э. М. Корхмазян
Рукописные фонды Института древних рукописей им. Маштоца — Матенадарана постоянно пополняются. Так, за последние 30 лет сюда поступило около 2500 арабских и около 2000 иноязычных рукописей (в основном за счет дарственных поступлений и большей частью от зарубежных армян; немало рукописей выявлено и сотрудниками Матенадарана, которые периодически совершают специальные рейды по районам и селам Армении). Всего в Матенадаране хранится свыше 13 000 армянских и приблизительно 2,5 тыс. иноязычных рукописей (по состоянию на 1985 год).
В собрании Матенадарана находится богато иллюстрированное Евангелие, написанное в 1587 г. близ города Карина (Эрзерум). Рукопись та в 1979 г. была куплена на аукционе в Париже тремя армянами (Говорком Закрджяном и братьями Гургеном и Судном Горцунянами), которые и прислали ее в дар Матенадарану.
Аракел Геламеци и его книжные миниатюры Во всех рукописях Аракел называет свое имя, а иногда и прозвище — Геламеци, указывающее на происхождение его из провинции Геларкуник, расположенной у Геламских гор, близ Геламского озера (ныне озеро Севан). Аргутяны — Долгорукие – были потомками Захаридов и долгое время владели Лорийскими землями (северо-восточная Армения). Как и многие армянские княжеские дома, после монгольских завоеваний они с течением времени утрачивают свое былое значение, постепенно лишаются и остатков своих владений. Однако потомки их, часто не без гордости, не упускают случая вспомнить о своем происхождении, как это делает в данном случае и наш мастер Аракел.
Апокрифические сюжеты в иллюстрациях Аракела Геламеци На листе 396 рукописи Евангелия изображено Второе пришествие. Иконография данной сцены представлена в варианте, получившем в Армении своеобразную трактовку: при использовании известных, более древних образцов здесь была выражена четкая схема, в основе которой было изображение в центре крупного креста с Христом в медальоне на средокрестии, с трубящими ангелами по сторонам. В нижних частях таких композиций обычно изображались заказчики, владельцы или создатели рукописи. В данном случае Аракел изобразил себя и своего учителя, епископа Филиппоса Keчареци...
Орнаменты и декорировка в иллюстрациях Аракела Геламеци Творчество Аракела, при всей наивной простоте, не лишено определенных достоинств. Полученная Матенадараном рукоись, принадлежащая к ранним работам художника, отличается еще некоторой неуверенностью рисунка и сдержанностью красочной гаммы. Преооладают глухие охристые и коричневые тона, местами оживляющиеся синим и красным, тоже приглушенными. Вместо золота художник использует бронзу, что также способствует общей сдержанности колорита. Постеенно палитра его становится богаче, насыщеннее и гармоничнее. Искусство его шлифуется, построение композиций, трактовка фигур и деталей отличаются уже большим мастерством исполнения...
Литература:
• Э. Корхмазян и Ю. Вартанян. Новая рукопись Матенадарана. — Айреники дзайн, 1979, № 26 (726), июнь.
• А. Х. Свирин. Миниатюра древней Армении. М., 1939.
• Л. А. Дурново. Краткая история древнеармянской живописи. Ереван, 1957.
• В. Анопян, А. Ованнесян. Памятные записи армянских рукописей XVII в., т. 1. Ереван, 1974. (на арм. яз.).
• Г. Овсепян. Хахбакяны или Прошяны в истории Армении. Антилиас, 1969, с. 128 (на арм. яз.).
• Lexikon der christlichen Ikonographie. RomFreiburg — Basel — Wien, 1971.
• Gertrud Schiller. Iconography о1 Christian Art, vol. 2. London, 1972.
• Григор Наренаии. Стихи. Ереван, 1957.
• О. Подобедова. К вопросу об источниках иконографии средневековой книжной иллюстрации. — Материалы II Международного симпозиума по армянскому искусству.
• Сокровища древних и новых сказаний. Первая апокрифическая книга. Венеция, 1896, с. 312 (на арм. яз.).
• И. Дрампян. Иконография миниатюр Акопа Джугаеци. — Вестник Матенадарана, № 10, 1971, с. 182 (на арм. яз.).
• Р. А. Ишханян. Армянская книга. Ереван, 1981 (на арм. яз.).
• И. Дрампян. Творчество армянского миниатюриста конца XVI — начала XVII вв. Акопа Джугаеци. (Автореферат диссертации). М., 1970.
Дополнительные материалы:
• Добрые начала: русская иконопись и иконография
Публикуется по изданию: Памятники культуры. Письменность. Искусство. Археология. Л., Наука, 1985.
|