Семь заветных слов   Слово - не воробей, вылетит - заклюет.  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Литературная гостиная«Ведьма в лесу» Татьяны Латуковой
«На той и этой стороне». Поэзия Екатерины Польгуевой
Литературный и художественный Зарайск
Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье
Северные песни
Евангелие, иллюстрированное Аракелом Геламеци
Иконоведение - Спас Нерукотворный
Валдай. Первые годы советской власти




Евангелие конца XVI в., иллюстрированное Аракелом Геламеци

Из собрания Матенадарана

Э. М. Корхмазян

Рукописные фонды Института древних рукописей им. Маштоца — Матенадарана постоянно пополняются. Так, за последние 30 лет сюда поступило около 2500 арабских и около 2000 иноязычных рукописей (в основном за счет дарственных поступлений и большей частью от зарубежных армян; немало рукописей выявлено и сотрудниками Матенадарана, которые периодически совершают специальные рейды по районам и селам Армении). Всего в Матенадаране хранится свыше 13 000 армянских и приблизительно 2,5 тыс. иноязычных рукописей (по состоянию на 1985 год).

В собрании Матенадарана находится богато иллюстрированное Евангелие, написанное в 1587 г. близ города Карина (Эрзерум). Рукопись та в 1979 г. была куплена на аукционе в Париже тремя армянами (Говорком Закрджяном и братьями Гургеном и Судном Горцунянами), которые и прислали ее в дар Матенадарану.

Аракел Геламеци и его книжные миниатюрыАракел Геламеци и его книжные миниатюры  
Во всех рукописях Аракел называет свое имя, а иногда и прозвище — Геламеци, указывающее на происхождение его из провинции Геларкуник, расположенной у Геламских гор, близ Геламского озера (ныне озеро Севан). Аргутяны — Долгорукие – были потомками Захаридов и долгое время владели Лорийскими землями (северо-восточная Армения). Как и многие армянские княжеские дома, после монгольских завоеваний они с течением времени утрачивают свое былое значение, постепенно лишаются и остатков своих владений. Однако потомки их, часто не без гордости, не упускают случая вспомнить о своем происхождении, как это делает в данном случае и наш мастер Аракел.

Апокрифические сюжеты в иллюстрациях Аракела ГеламециАпокрифические сюжеты в иллюстрациях Аракела Геламеци  
На листе 396 рукописи Евангелия изображено Второе пришествие. Иконография данной сцены представлена в варианте, получившем в Армении своеобразную трактовку: при использовании известных, более древних образцов здесь была выражена четкая схема, в основе которой было изображение в центре крупного креста с Христом в медальоне на средокрестии, с трубящими ангелами по сторонам. В нижних частях таких композиций обычно изображались заказчики, владельцы или создатели рукописи. В данном случае Аракел изобразил себя и своего учителя, епископа Филиппоса Keчареци...

Орнаменты и декорировка в иллюстрациях Аракела ГеламециОрнаменты и декорировка в иллюстрациях Аракела Геламеци  
Творчество Аракела, при всей наивной простоте, не лишено определенных достоинств. Полученная Матенадараном рукоись, принадлежащая к ранним работам художника, отличается еще некоторой неуверенностью рисунка и сдержанностью красочной гаммы. Преооладают глухие охристые и коричневые тона, местами оживляющиеся синим и красным, тоже приглушенными. Вместо золота художник использует бронзу, что также способствует общей сдержанности колорита. Постеенно палитра его становится богаче, насыщеннее и гармоничнее. Искусство его шлифуется, построение композиций, трактовка фигур и деталей отличаются уже большим мастерством исполнения...

Литература:
•  Э. Корхмазян и Ю. Вартанян. Новая рукопись Матенадарана. — Айреники дзайн, 1979, № 26 (726), июнь.
•  А. Х. Свирин. Миниатюра древней Армении. М., 1939.
•  Л. А. Дурново. Краткая история древнеармянской живописи. Ереван, 1957.
•  В. Анопян, А. Ованнесян. Памятные записи армянских рукописей XVII в., т. 1. Ереван, 1974. (на арм. яз.).
•  Г. Овсепян. Хахбакяны или Прошяны в истории Армении. Антилиас, 1969, с. 128 (на арм. яз.).
•  Lexikon der christlichen Ikonographie. RomFreiburg — Basel — Wien, 1971.
•  Gertrud Schiller. Iconography о1 Christian Art, vol. 2. London, 1972.
•  Григор Наренаии. Стихи. Ереван, 1957.
•  О. Подобедова. К вопросу об источниках иконографии средневековой книжной иллюстрации. — Материалы II Международного симпозиума по армянскому искусству.
•  Сокровища древних и новых сказаний. Первая апокрифическая книга. Венеция, 1896, с. 312 (на арм. яз.).
•  И. Дрампян. Иконография миниатюр Акопа Джугаеци. — Вестник Матенадарана, № 10, 1971, с. 182 (на арм. яз.).
•  Р. А. Ишханян. Армянская книга. Ереван, 1981 (на арм. яз.).
•  И. Дрампян. Творчество армянского миниатюриста конца XVI — начала XVII вв. Акопа Джугаеци. (Автореферат диссертации). М., 1970.

Дополнительные материалы:
•  Добрые начала: русская иконопись и иконография

Публикуется по изданию: Памятники культуры. Письменность. Искусство. Археология. Л., Наука, 1985.



   • Начало  • Литературная гостиная   • Евангелие, иллюстрированное Аракелом Геламеци  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master