Семь заветных слов   Вначале было Слово Творения, потом - словотворение, словопрение, словоблудие. (Евгений Кащеев)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Татьяна Латукова - детектив Ведьма в лесу
Остросюжетный роман
Татьяны Латуковой
ВЕДЬМА В ЛЕСУ


Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение

4. Духовные кризисы и подъемы

В. И. Холодный

Очевидно, основную объективную тенденцию в сфере дальнейшей духовно-ценностной эволюции человечества следует видеть в практической реализации многовекового социологического потенциала, который был выработан в средневековье и достиг тогда соответствующего предела, но фактически не получил должного проявления в социальной .жизнедеятельности. В современной западной цивилизации, которую я трактую как либерально-юридическую, вековые духовные ценности нашли специфическое выражение в социальной практике, но во многом лишились своей внутренней первозданности и зачастую оказываются побочным элементом рационально засхематизированных и утилитарных умонастроений.

В настоящее время «консервативная волна» на Западе в определенной мере стремится возродить нормы традиционной духовности и вписать их в интеллектуальную респектабельность общества. Нигилистически же мыслящие слои населения пытаются восстановить общинно-религиозное мироощущение и общинный быт в его раннехристианской первозданности, но с соответствующим налетом цивилизаторской утонченности. Однако и в западном, и в нашем обществе фактически отсутствуют теоретические попытки секулярного переосмысления внутреннего потенциала средневековой духовности. В результате оказывается, что современная цивилизация дошла до крайней опасной черты разрыва с общечеловеческими духовными традициями: Последние не могут сегодня полноценно воспроизводиться без рефлексии.

Пробуждающееся самосознание наших народов в основном ориентировано на либерально-юридическое миромышление как на оптимальный идеал, за пределами которого другие духовные установки рассматриваются в качестве частных и от него зависящих. Действительно степень развитости либерально-юридического бытия — один из основных показателей цивилизованного общества. Но необходимо осознать тот факт, что либеральная тенденция вторична по отношению и к традиционной и к современной соборности, без которой ее жизнеспособность фактически невозможна. И начавшийся в нашей стране процесс формирования либерально-правового сознания может быть плодотворным исключительно в условиях возрождения внутренней духовности общества и появления на этой основе антиконформистски мыслящих и действующих личностей.

Истории общества присущи как бы одновременно проявляющиеся противоположные тенденции: духовный кризис и подъем человеческого духа на какую-то новую высоту. В целом человечество пережило три предельно кризисные эпохи. Первая породила буддизм, вторая — христианство, третья началась в середине XIX в. и рождает, согласно используемой здесь терминологии, рефлективный соборно-регулярный мир ценностей. Именно сегодня находит все большее признание тот факт, что аксиологический установки первоначального буддизма и раннего христианства универсальны и, переосмысленные с позиций духовного материализма, останутся, очевидно, вечными стимуляторами ценностных устремлений людей.

Буддизм возник как этическая реакция на разрушение общинно-мифологического бытия и появление социального неравенства. В это' время человек стал осознавать себя в качестве страдающего индивида и буддизм предложил ему путь духовного возвышения над мирскими желаниями, которые ввергают людей в ситуацию грубых внедуховных мучений. Это классический путь аскетической сосредоточенности человека на своем мироощущении. Восточный принцип аскетизма впитало в себя раннехристианское учение о духовном страдании соборной личности как процессе одухотворения всей мирской жизни. Если буддизм возник на фоне распада многовековых общинно-мифологических связей между людьми, то в христианстве завершилось формирование нового исторического типа человеческого существования — соборно-религиозного. Сейчас же, в условиях длительного переходного периода, вырабатывается соборно-секулярная структура бытия.

В системе современного общественного сознания присутствует не просто изначальная спонтанная духовность, но и ее исторически видоизменяющаяся общинная онтологизация. Каковы основные атрибуты постоянно действующего в различных формах общинного мироощущения. Это прежде всего созерцательная и преобразовательная связь с природой, которая воспринимается как исходный жизненный и духовный авторитет, авторитет предков и вождей племени (монарха и предводителей общины), авторитет и особое уважительное отношение к родителям и старшим поколениям, любовь к детям, в воспитании которых видится основной смысл существования человека, чувство равенства людей и социальной справедливости.

В общинном мировосприятии человека данные духовные принципы присутствуют в качестве «грубого, зримого» (В. Маяковский) инстинкта, который религия поднимает на уровень личностного психологического переживания. В целостном соборно-религиозном мировоззрении осуществляется взаимопроникновение друг в друга натуралистической и мистической духовности, что и порождает, по сути, секулярные и удивительные атрибуты внутреннего духовного мира человека — чувства совести, сострадания. вины и покаяния, центрирующей основой которых является целеустремленность личности к космической Вечности.

Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год



Следующая страница: 5. Секулярное и религиозное миропонимание

   • Начало  • Философские разговоры   • В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение   • 4. Духовные кризисы и подъемы  


  Лирика Древнего Египта  |  Ораторы Древней Греции  |  Русские былины  |  Философские разговоры
Слово Пушкина  |  Литературная гостиная  |  Лингвистика
 
  © Семь заветных слов, 2009-2020.
Статьи, лекции, заметки по лингвистике и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи известных людей, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры художественной литературы.
О проекте
Карта сайта
Сделано Tatsel.ru
Яндекс.Метрика