Семь заветных слов   Нет ничего такого, чего нельзя сказать словами. Разве что ты не знаешь таких слов.  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение


Словарь старинных слов:

Камка — шелковая, узорчатая ткань.


Татьяна Латукова - детектив Ведьма в лесу
Остросюжетный роман
Татьяны Латуковой
ВЕДЬМА В ЛЕСУ


Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение

4. Духовные кризисы и подъемы

В. И. Холодный

Очевидно, основную объективную тенденцию в сфере дальнейшей духовно-ценностной эволюции человечества следует видеть в практической реализации многовекового социологического потенциала, который был выработан в средневековье и достиг тогда соответствующего предела, но фактически не получил должного проявления в социальной .жизнедеятельности. В современной западной цивилизации, которую я трактую как либерально-юридическую, вековые духовные ценности нашли специфическое выражение в социальной практике, но во многом лишились своей внутренней первозданности и зачастую оказываются побочным элементом рационально засхематизированных и утилитарных умонастроений.

В настоящее время «консервативная волна» на Западе в определенной мере стремится возродить нормы традиционной духовности и вписать их в интеллектуальную респектабельность общества. Нигилистически же мыслящие слои населения пытаются восстановить общинно-религиозное мироощущение и общинный быт в его раннехристианской первозданности, но с соответствующим налетом цивилизаторской утонченности. Однако и в западном, и в нашем обществе фактически отсутствуют теоретические попытки секулярного переосмысления внутреннего потенциала средневековой духовности. В результате оказывается, что современная цивилизация дошла до крайней опасной черты разрыва с общечеловеческими духовными традициями: Последние не могут сегодня полноценно воспроизводиться без рефлексии.

Пробуждающееся самосознание наших народов в основном ориентировано на либерально-юридическое миромышление как на оптимальный идеал, за пределами которого другие духовные установки рассматриваются в качестве частных и от него зависящих. Действительно степень развитости либерально-юридического бытия — один из основных показателей цивилизованного общества. Но необходимо осознать тот факт, что либеральная тенденция вторична по отношению и к традиционной и к современной соборности, без которой ее жизнеспособность фактически невозможна. И начавшийся в нашей стране процесс формирования либерально-правового сознания может быть плодотворным исключительно в условиях возрождения внутренней духовности общества и появления на этой основе антиконформистски мыслящих и действующих личностей.

Истории общества присущи как бы одновременно проявляющиеся противоположные тенденции: духовный кризис и подъем человеческого духа на какую-то новую высоту. В целом человечество пережило три предельно кризисные эпохи. Первая породила буддизм, вторая — христианство, третья началась в середине XIX в. и рождает, согласно используемой здесь терминологии, рефлективный соборно-регулярный мир ценностей. Именно сегодня находит все большее признание тот факт, что аксиологический установки первоначального буддизма и раннего христианства универсальны и, переосмысленные с позиций духовного материализма, останутся, очевидно, вечными стимуляторами ценностных устремлений людей.

Буддизм возник как этическая реакция на разрушение общинно-мифологического бытия и появление социального неравенства. В это' время человек стал осознавать себя в качестве страдающего индивида и буддизм предложил ему путь духовного возвышения над мирскими желаниями, которые ввергают людей в ситуацию грубых внедуховных мучений. Это классический путь аскетической сосредоточенности человека на своем мироощущении. Восточный принцип аскетизма впитало в себя раннехристианское учение о духовном страдании соборной личности как процессе одухотворения всей мирской жизни. Если буддизм возник на фоне распада многовековых общинно-мифологических связей между людьми, то в христианстве завершилось формирование нового исторического типа человеческого существования — соборно-религиозного. Сейчас же, в условиях длительного переходного периода, вырабатывается соборно-секулярная структура бытия.

В системе современного общественного сознания присутствует не просто изначальная спонтанная духовность, но и ее исторически видоизменяющаяся общинная онтологизация. Каковы основные атрибуты постоянно действующего в различных формах общинного мироощущения. Это прежде всего созерцательная и преобразовательная связь с природой, которая воспринимается как исходный жизненный и духовный авторитет, авторитет предков и вождей племени (монарха и предводителей общины), авторитет и особое уважительное отношение к родителям и старшим поколениям, любовь к детям, в воспитании которых видится основной смысл существования человека, чувство равенства людей и социальной справедливости.

В общинном мировосприятии человека данные духовные принципы присутствуют в качестве «грубого, зримого» (В. Маяковский) инстинкта, который религия поднимает на уровень личностного психологического переживания. В целостном соборно-религиозном мировоззрении осуществляется взаимопроникновение друг в друга натуралистической и мистической духовности, что и порождает, по сути, секулярные и удивительные атрибуты внутреннего духовного мира человека — чувства совести, сострадания. вины и покаяния, центрирующей основой которых является целеустремленность личности к космической Вечности.

Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год



Следующая страница: 5. Секулярное и религиозное миропонимание

   • Начало  • Философские разговоры   • В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение   • 4. Духовные кризисы и подъемы  


  Лирика Древнего Египта  |  Ораторы Древней Греции  |  Русские былины  |  Философские разговоры
Слово Пушкина  |  Литературная гостиная  |  Лингвистика
 
  © Семь заветных слов, 2009-2020.
Статьи, лекции, заметки по лингвистике и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи известных людей, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры художественной литературы.
О проекте
Карта сайта
Сделано Tatsel.ru
Яндекс.Метрика