Слова - оружие;заимствовать их из арсенала врага опасно как в теории, так и в политике. (Джордж Сантаяна) |
Лирика Древнего Египта | Ораторы Древней Греции | Русские былины | Философские разговоры | Слово Пушкина | Литературная гостиная | Лингвистика | ||
Главная Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама Мишель Эйнем из замка Монтень Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество А. Т. Павлов. Особенности русской философии О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение |
Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение4. Духовные кризисы и подъемыВ. И. Холодный Очевидно, основную объективную тенденцию в сфере дальнейшей духовно-ценностной эволюции человечества следует видеть в практической реализации многовекового социологического потенциала, который был выработан в средневековье и достиг тогда соответствующего предела, но фактически не получил должного проявления в социальной .жизнедеятельности. В современной западной цивилизации, которую я трактую как либерально-юридическую, вековые духовные ценности нашли специфическое выражение в социальной практике, но во многом лишились своей внутренней первозданности и зачастую оказываются побочным элементом рационально засхематизированных и утилитарных умонастроений. В настоящее время «консервативная волна» на Западе в определенной мере стремится возродить нормы традиционной духовности и вписать их в интеллектуальную респектабельность общества. Нигилистически же мыслящие слои населения пытаются восстановить общинно-религиозное мироощущение и общинный быт в его раннехристианской первозданности, но с соответствующим налетом цивилизаторской утонченности. Однако и в западном, и в нашем обществе фактически отсутствуют теоретические попытки секулярного переосмысления внутреннего потенциала средневековой духовности. В результате оказывается, что современная цивилизация дошла до крайней опасной черты разрыва с общечеловеческими духовными традициями: Последние не могут сегодня полноценно воспроизводиться без рефлексии. Пробуждающееся самосознание наших народов в основном ориентировано на либерально-юридическое миромышление как на оптимальный идеал, за пределами которого другие духовные установки рассматриваются в качестве частных и от него зависящих. Действительно степень развитости либерально-юридического бытия — один из основных показателей цивилизованного общества. Но необходимо осознать тот факт, что либеральная тенденция вторична по отношению и к традиционной и к современной соборности, без которой ее жизнеспособность фактически невозможна. И начавшийся в нашей стране процесс формирования либерально-правового сознания может быть плодотворным исключительно в условиях возрождения внутренней духовности общества и появления на этой основе антиконформистски мыслящих и действующих личностей. Истории общества присущи как бы одновременно проявляющиеся противоположные тенденции: духовный кризис и подъем человеческого духа на какую-то новую высоту. В целом человечество пережило три предельно кризисные эпохи. Первая породила буддизм, вторая — христианство, третья началась в середине XIX в. и рождает, согласно используемой здесь терминологии, рефлективный соборно-регулярный мир ценностей. Именно сегодня находит все большее признание тот факт, что аксиологический установки первоначального буддизма и раннего христианства универсальны и, переосмысленные с позиций духовного материализма, останутся, очевидно, вечными стимуляторами ценностных устремлений людей. Буддизм возник как этическая реакция на разрушение общинно-мифологического бытия и появление социального неравенства. В это' время человек стал осознавать себя в качестве страдающего индивида и буддизм предложил ему путь духовного возвышения над мирскими желаниями, которые ввергают людей в ситуацию грубых внедуховных мучений. Это классический путь аскетической сосредоточенности человека на своем мироощущении. Восточный принцип аскетизма впитало в себя раннехристианское учение о духовном страдании соборной личности как процессе одухотворения всей мирской жизни. Если буддизм возник на фоне распада многовековых общинно-мифологических связей между людьми, то в христианстве завершилось формирование нового исторического типа человеческого существования — соборно-религиозного. Сейчас же, в условиях длительного переходного периода, вырабатывается соборно-секулярная структура бытия. В системе современного общественного сознания присутствует не просто изначальная спонтанная духовность, но и ее исторически видоизменяющаяся общинная онтологизация. Каковы основные атрибуты постоянно действующего в различных формах общинного мироощущения. Это прежде всего созерцательная и преобразовательная связь с природой, которая воспринимается как исходный жизненный и духовный авторитет, авторитет предков и вождей племени (монарха и предводителей общины), авторитет и особое уважительное отношение к родителям и старшим поколениям, любовь к детям, в воспитании которых видится основной смысл существования человека, чувство равенства людей и социальной справедливости. В общинном мировосприятии человека данные духовные принципы присутствуют в качестве «грубого, зримого» (В. Маяковский) инстинкта, который религия поднимает на уровень личностного психологического переживания. В целостном соборно-религиозном мировоззрении осуществляется взаимопроникновение друг в друга натуралистической и мистической духовности, что и порождает, по сути, секулярные и удивительные атрибуты внутреннего духовного мира человека — чувства совести, сострадания. вины и покаяния, центрирующей основой которых является целеустремленность личности к космической Вечности. Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год Следующая страница: 5. Секулярное и религиозное миропонимание
|
Египет | Греция | Былины | Святые | Философия | Пушкин | Гостиная | Лингвистика |
© Семь заветных слов, 2009-2021. Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней. Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы. |
О проекте Карта сайта |
Web-master |
|||