Больших слов нельзя бросать на ветер. (Владимир Ленин) |
Лирика Древнего Египта | Ораторы Древней Греции | Русские былины | Философские разговоры | Слово Пушкина | Литературная гостиная | Лингвистика | ||
Главная Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама Мишель Эйнем из замка Монтень Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество А. Т. Павлов. Особенности русской философии О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение |
Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение11. Консервативная критика либерализмаВ. И. Холодный В последние два десятилетия в нашем обществе демонстрируют жизнеспособность конформизм и корпоративность. Однако в качестве антипода и конформизму, и своей тоталитарной форме продолжает жить прообраз секулярной соборности. Он только ушел в глубины человеческой психики. И трудность переживаемого периода в первую очередь состоит в том, что в обществе пока не сформировалась идеологическая сила, способная пробудить этот прообраз, а через него духовные традиции дооктябрьского прошлого, опираясь на которые, наша страна начнет выходить на передний край в процессе становления мировой духовной цивилизации. Обратившись к Западной Европе, мы увидим, что там не уменьшаются, а постепенно нарастают философские, социологические и практические леворадикальные протесты против современной западной цивилизации, которая характеризуется как одномерная утилитарно-технократическая система бытия. превращающая человека в индифферентно мыслящего исполнителя. В настоящее время, наряду с леворадикальной, все больше усиливается и даже преобладает консервативная критика либерализма, ориентирующая людей на возврат к традиционным ценностям: уважение авторитетов, семьи, религии, общины, индивидуальной собственности вместо корпоративной и государственной, а также возрождение чувства хозяина как можно у большого числа людей. Взятые в целостном единстве, данные ориентиры рассматриваются как духовная интегрирующая сила, способная спасти цивилизацию от утилитаризма и преступности, а человека — от обезличивания и морального разложения. Политические лидеры западных стран в последнее десятилетие также поддерживаются более консервативных позиций, чем в прошлые времена. Фактически, либерально-юридическая цивилизация, как наше общество, находится в ситуации духовной перестройки. Это ведет к тому, что интегрирующая роль традиционного соборно-религиозного мироощущения не снижается на Западе, а, наоборот, возрастает. Если у Запада пока превалирует перспектива преодолеть тенденцию к понижению духовного потенциала в обществе путем возрождения традиционных форм жизнедеятельности, то утвердившееся секулярное бытие народов бывших и сохранившихся социалистических стран обусловливает им иной путь выхода из социологического тупика. Естественно, что и в нашей стране станут играть значительную роль в нейтрализации бездуховных процессов религия и различные интеллектуально-общинные образования типа рериховского. Наряду с этими частными рассогласованными умонастроениями в обществе есть возможность постепенно формировать мощное общественное движение, нацеленное на секулярное переосмысление прошлого духовного опыта и созидание универсальных аксиологических ценностей. Однако на пути практической реализации этой возможности в постперестроечный период сохранились традиционные и возникли новые трудно преодолимые препятствия. В период перестройки европоцентристское умозрение, давно преодоленное западной культурой, буквально заполонило души демократически настроенной интеллигенции. Безоглядная ориентация на выработанные западной цивилизацией либерально-юридические принципы жизнедеятельности заблокировала в еще большей мере, чем во времена застоя, духовный потенциал наших народов, а в конечном итоге стимулировала социальную напряженность и процесс развала государства. Увлеченные борьбой с патологическими структурами бытия, либералы мало задумывались над, казалось бы, саморазумеющимся фактом, что весьма привлекательные атрибуты европейской жизни не первооснова, а всего лишь формализованный результат длительного и предельно противоречивого духовно-нравственного развития общества. Поэтому к европейскому результату, если считать его оптимальным и приемлемым, необходимо было идти самобытным путем. Например, от волевой ликвидации партократической номенклатуры нисколько не пострадал сам феномен тоталитарно-корпоративного мышления, утверждавшегося десятилетиями и имеющего вековые авторитарные корни. «Сегодня, — как свидетельствовал Анатолий Собчак еще в январе 1991 г., — в стране происходит... самодискредитация демократии, потому что те силы, которые мы называем демократическими, — они вовсе не демократические. Это скорее оппозиция, которая противостоит коммунистам, — и только». [ Демократическая перспектива-91//Московские новости. № 2. 13 января 1991г.] Эта оппозиция, сыграв решающую роль в разрушении сложившихся стереотипов, оказалась мало способной к созидательной деятельности и на полуочищенном месте пытается внедрить новый, либеральный по окраске, а в ряде бывших республик еще и национально ориентированный тоталитаризм мысли и практику волюнтаристского диктата, сочетающегося с развалом жизнеобеспечивающих структур и вседозволенностью. Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год Следующая страница: 12. Задача выработки общих ценностей
|
Египет | Греция | Былины | Святые | Философия | Пушкин | Гостиная | Лингвистика |
© Семь заветных слов, 2009-2021. Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней. Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы. |
О проекте Карта сайта |
Web-master |
|||