Всякое слово без дела ничтожно и пусто. (Демосфен) |
Лирика Древнего Египта | Ораторы Древней Греции | Русские былины | Философские разговоры | Слово Пушкина | Литературная гостиная | Лингвистика | ||
Главная Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама Мишель Эйнем из замка Монтень Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество А. Т. Павлов. Особенности русской философии О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение |
Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение2. Секулярная соборностьВ. И. Холодный Для преодоления атеистического индифферентизма и формирования секулярной духовности следует, в частности, синтезировать в материалистическую аксиологию понятие «соборность», традиционно ассоциирующееся с глубинной человеческой религиозностью, с коллективистским духовным порывом людей к Богу. Предчувствую вполне естественный протест и со стороны теологов, и со стороны материалистов о правомерности словосочетания «секулярная соборность». В этом протесте фиксируется реальный факт принципиального противостояния между религией и атеизмом. Вместе с тем эмпирически наличное противостояние нисколько не отменяет внутренней аксиологической преемственности между ними. Целостное секулярное мировоззрение может стать аксиологичным только в том случае, если оно ориентировано на переосмысленное воспроизведение духовных традиций прошлого. А последние синтезировались и находили свое рафинированное выражение в религиозном миросозерцании человека. Данная методологическая позиция и делает правомерным словосочетание «секулярная соборность», понимаемого в качестве материалистической рефлексии религиозной духовности. В процессе этой рефлексии у людей, вышедших за пределы религиозной веры, спонтанно вырабатывается ощущение внутренней сопричастности всему мыслящему, живому, природному на основе общечеловеческой устремленности к космической Вечности. В аксиологическом плане религиозность и популярность представляют собой масштабные исторические формы (или типы) существования соборности, которую следует трактовать как концентрацию в целостной душе человека личностного, коллективистского и космического начал духовности и производного от них комплекса спонтанных переживаний и ценностных ориентаций. Фактически речь идет о многотрудном историческом переходе от религиозной к пострелигиозной соборности, и поэтому здесь мало правомерен термин «атеизм», подразумевающий категорическое отрицание религии как превратного миросозерцания. Следует еще оговориться, что «соборность», «внутренняя духовность», «внутренняя аксиологичность» и т. п. понятия — тождественны. Кроме указанного широкого значения слово «соборность» следует употреблять и в более частном смысле: в качестве одного из механизмов формирования внутренней духовности в качестве ее коллективистского начала. Коллективизм бывает и до- и внесоборный: общинный, этнический, национально-эгоистический, космополитический, конформистский, корпоративный н т. д. Соборность как раз и представляет собой непроизвольное духовное возвышение личности над частными и утилитарными формами человеческого единения. Это личностное сознание человека, которое находится в единстве с коллективистским мироощущением, но преодолевает его утилитарные тенденции. В отличие от религиозной секулярная соборная медитация лишена такой мощной опоры, как вера человека в Бога и бессмертие души. Но она способна компенсировать этот недостаток, превращая в свои атрибуты интеллектуальную и эстетическую развитость человеческого мировосприятия, а также творческую, профессиональную и даже деловую активность личности. Здесь обнаруживается весьма непростая диалектическая ситуация. Если секулярность как исторический тип мировоззрения формируется путем переосмысления духовных традиций, зафиксированных в религиозных верованиях, то она соборна. И ее соборность усиливается указанными выше цивилизаторскими достижениями, в свою очередь стимулируя их прогресс и аксиологическую значимость в обществе. Когда же в секулярном воззрении доминирует отрицание религии, а духовные традиции ищутся за ее пределами, то оно никакого отношения не имеет к соборности и скорее всего разрушает аксиологические основы человеческого существования. В современном обществе ситуация осложняется еще и тем, что и религиозная и секулярная соборность активно вытесняются на периферию мировоззренческого процесса такими активными формами секулярности, как индифферентный сциентизм и технократизм, а также бытовой утилитарный прагматизм. Очевидно, подобная негативная тенденция вполне естественна в условиях длительного переходного периода от религиозного к пострелигиозному стилю мировосприятия. Внутренняя аксиологичность просто растворилась в многообразных умонастроениях современности и ждет своего синтезированного возрождения. Сейчас в нашей стране новым лозунгом стало слово «независимость» вместо прежних «коммунизм» и «перестройка». И здесь прежде всего необходимо осознать тот принципиальный факт, что политическое, предпринимательское и другие проявления свободы — зависимые, вторичные качества человека. В какой степени та или иная личность впитала в себя смысложизненные мотивы соборности, в такой ей гарантирована возможность быть духовно независимой и от индивидуальных прагматических интересов, и от коллективного конформизма, и от устойчивых предрассудков своего времени. Каждый человек имеет дело с внутренней духовностью отдельных микрогрупп, общества в целом в прошлых поколений. Потенциал прошлого аксиологического опыта бесконечен в своем будущем проявлении. И судьба современного мира во многом зависит от плодотворности рефлексии той перспективы духовного развития человечества, которая скрыта в его прошлом опыте. Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год Следующая страница: 3. Постижение духовности
|
Египет | Греция | Былины | Святые | Философия | Пушкин | Гостиная | Лингвистика |
© Семь заветных слов, 2009-2021. Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней. Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы. |
О проекте Карта сайта |
Web-master |
|||