Семь заветных слов   Однажды выпущенное слово улетает безвозвратно. (Квинт Гораций Флакк)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Татьяна Латукова - детектив Ведьма в лесу
Остросюжетный роман
Татьяны Латуковой
ВЕДЬМА В ЛЕСУ


Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение

2. Секулярная соборность

В. И. Холодный

Для преодоления атеистического индифферентизма и формирования секулярной духовности следует, в частности, синтезировать в материалистическую аксиологию понятие «соборность», традиционно ассоциирующееся с глубинной человеческой религиозностью, с коллективистским духовным порывом людей к Богу. Предчувствую вполне естественный протест и со стороны теологов, и со стороны материалистов о правомерности словосочетания «секулярная соборность». В этом протесте фиксируется реальный факт принципиального противостояния между религией и атеизмом. Вместе с тем эмпирически наличное противостояние нисколько не отменяет внутренней аксиологической преемственности между ними. Целостное секулярное мировоззрение может стать аксиологичным только в том случае, если оно ориентировано на переосмысленное воспроизведение духовных традиций прошлого. А последние синтезировались и находили свое рафинированное выражение в религиозном миросозерцании человека.

Данная методологическая позиция и делает правомерным словосочетание «секулярная соборность», понимаемого в качестве материалистической рефлексии религиозной духовности. В процессе этой рефлексии у людей, вышедших за пределы религиозной веры, спонтанно вырабатывается ощущение внутренней сопричастности всему мыслящему, живому, природному на основе общечеловеческой устремленности к космической Вечности. В аксиологическом плане религиозность и популярность представляют собой масштабные исторические формы (или типы) существования соборности, которую следует трактовать как концентрацию в целостной душе человека личностного, коллективистского и космического начал духовности и производного от них комплекса спонтанных переживаний и ценностных ориентаций.

Фактически речь идет о многотрудном историческом переходе от религиозной к пострелигиозной соборности, и поэтому здесь мало правомерен термин «атеизм», подразумевающий категорическое отрицание религии как превратного миросозерцания. Следует еще оговориться, что «соборность», «внутренняя духовность», «внутренняя аксиологичность» и т. п. понятия — тождественны. Кроме указанного широкого значения слово «соборность» следует употреблять и в более частном смысле: в качестве одного из механизмов формирования внутренней духовности в качестве ее коллективистского начала. Коллективизм бывает и до- и внесоборный: общинный, этнический, национально-эгоистический, космополитический, конформистский, корпоративный н т. д. Соборность как раз и представляет собой непроизвольное духовное возвышение личности над частными и утилитарными формами человеческого единения. Это личностное сознание человека, которое находится в единстве с коллективистским мироощущением, но преодолевает его утилитарные тенденции.

В отличие от религиозной секулярная соборная медитация лишена такой мощной опоры, как вера человека в Бога и бессмертие души. Но она способна компенсировать этот недостаток, превращая в свои атрибуты интеллектуальную и эстетическую развитость человеческого мировосприятия, а также творческую, профессиональную и даже деловую активность личности. Здесь обнаруживается весьма непростая диалектическая ситуация. Если секулярность как исторический тип мировоззрения формируется путем переосмысления духовных традиций, зафиксированных в религиозных верованиях, то она соборна. И ее соборность усиливается указанными выше цивилизаторскими достижениями, в свою очередь стимулируя их прогресс и аксиологическую значимость в обществе. Когда же в секулярном воззрении доминирует отрицание религии, а духовные традиции ищутся за ее пределами, то оно никакого отношения не имеет к соборности и скорее всего разрушает аксиологические основы человеческого существования.

В современном обществе ситуация осложняется еще и тем, что и религиозная и секулярная соборность активно вытесняются на периферию мировоззренческого процесса такими активными формами секулярности, как индифферентный сциентизм и технократизм, а также бытовой утилитарный прагматизм. Очевидно, подобная негативная тенденция вполне естественна в условиях длительного переходного периода от религиозного к пострелигиозному стилю мировосприятия. Внутренняя аксиологичность просто растворилась в многообразных умонастроениях современности и ждет своего синтезированного возрождения.

Сейчас в нашей стране новым лозунгом стало слово «независимость» вместо прежних «коммунизм» и «перестройка». И здесь прежде всего необходимо осознать тот принципиальный факт, что политическое, предпринимательское и другие проявления свободы — зависимые, вторичные качества человека. В какой степени та или иная личность впитала в себя смысложизненные мотивы соборности, в такой ей гарантирована возможность быть духовно независимой и от индивидуальных прагматических интересов, и от коллективного конформизма, и от устойчивых предрассудков своего времени. Каждый человек имеет дело с внутренней духовностью отдельных микрогрупп, общества в целом в прошлых поколений. Потенциал прошлого аксиологического опыта бесконечен в своем будущем проявлении. И судьба современного мира во многом зависит от плодотворности рефлексии той перспективы духовного развития человечества, которая скрыта в его прошлом опыте.

Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год



Следующая страница: 3. Постижение духовности

   • Начало  • Философские разговоры   • В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение   • 2. Секулярная соборность  


  Лирика Древнего Египта  |  Ораторы Древней Греции  |  Русские былины  |  Философские разговоры
Слово Пушкина  |  Литературная гостиная  |  Лингвистика
 
  © Семь заветных слов, 2009-2020.
Статьи, лекции, заметки по лингвистике и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи известных людей, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры художественной литературы.
О проекте
Карта сайта
Сделано Tatsel.ru
Яндекс.Метрика