Семь заветных слов   Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей. (Конфуций)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Татьяна Латукова - детектив Ведьма в лесу
Остросюжетный роман
Татьяны Латуковой
ВЕДЬМА В ЛЕСУ


Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение

2. Секулярная соборность

В. И. Холодный

Для преодоления атеистического индифферентизма и формирования секулярной духовности следует, в частности, синтезировать в материалистическую аксиологию понятие «соборность», традиционно ассоциирующееся с глубинной человеческой религиозностью, с коллективистским духовным порывом людей к Богу. Предчувствую вполне естественный протест и со стороны теологов, и со стороны материалистов о правомерности словосочетания «секулярная соборность». В этом протесте фиксируется реальный факт принципиального противостояния между религией и атеизмом. Вместе с тем эмпирически наличное противостояние нисколько не отменяет внутренней аксиологической преемственности между ними. Целостное секулярное мировоззрение может стать аксиологичным только в том случае, если оно ориентировано на переосмысленное воспроизведение духовных традиций прошлого. А последние синтезировались и находили свое рафинированное выражение в религиозном миросозерцании человека.

Данная методологическая позиция и делает правомерным словосочетание «секулярная соборность», понимаемого в качестве материалистической рефлексии религиозной духовности. В процессе этой рефлексии у людей, вышедших за пределы религиозной веры, спонтанно вырабатывается ощущение внутренней сопричастности всему мыслящему, живому, природному на основе общечеловеческой устремленности к космической Вечности. В аксиологическом плане религиозность и популярность представляют собой масштабные исторические формы (или типы) существования соборности, которую следует трактовать как концентрацию в целостной душе человека личностного, коллективистского и космического начал духовности и производного от них комплекса спонтанных переживаний и ценностных ориентаций.

Фактически речь идет о многотрудном историческом переходе от религиозной к пострелигиозной соборности, и поэтому здесь мало правомерен термин «атеизм», подразумевающий категорическое отрицание религии как превратного миросозерцания. Следует еще оговориться, что «соборность», «внутренняя духовность», «внутренняя аксиологичность» и т. п. понятия — тождественны. Кроме указанного широкого значения слово «соборность» следует употреблять и в более частном смысле: в качестве одного из механизмов формирования внутренней духовности в качестве ее коллективистского начала. Коллективизм бывает и до- и внесоборный: общинный, этнический, национально-эгоистический, космополитический, конформистский, корпоративный н т. д. Соборность как раз и представляет собой непроизвольное духовное возвышение личности над частными и утилитарными формами человеческого единения. Это личностное сознание человека, которое находится в единстве с коллективистским мироощущением, но преодолевает его утилитарные тенденции.

В отличие от религиозной секулярная соборная медитация лишена такой мощной опоры, как вера человека в Бога и бессмертие души. Но она способна компенсировать этот недостаток, превращая в свои атрибуты интеллектуальную и эстетическую развитость человеческого мировосприятия, а также творческую, профессиональную и даже деловую активность личности. Здесь обнаруживается весьма непростая диалектическая ситуация. Если секулярность как исторический тип мировоззрения формируется путем переосмысления духовных традиций, зафиксированных в религиозных верованиях, то она соборна. И ее соборность усиливается указанными выше цивилизаторскими достижениями, в свою очередь стимулируя их прогресс и аксиологическую значимость в обществе. Когда же в секулярном воззрении доминирует отрицание религии, а духовные традиции ищутся за ее пределами, то оно никакого отношения не имеет к соборности и скорее всего разрушает аксиологические основы человеческого существования.

В современном обществе ситуация осложняется еще и тем, что и религиозная и секулярная соборность активно вытесняются на периферию мировоззренческого процесса такими активными формами секулярности, как индифферентный сциентизм и технократизм, а также бытовой утилитарный прагматизм. Очевидно, подобная негативная тенденция вполне естественна в условиях длительного переходного периода от религиозного к пострелигиозному стилю мировосприятия. Внутренняя аксиологичность просто растворилась в многообразных умонастроениях современности и ждет своего синтезированного возрождения.

Сейчас в нашей стране новым лозунгом стало слово «независимость» вместо прежних «коммунизм» и «перестройка». И здесь прежде всего необходимо осознать тот принципиальный факт, что политическое, предпринимательское и другие проявления свободы — зависимые, вторичные качества человека. В какой степени та или иная личность впитала в себя смысложизненные мотивы соборности, в такой ей гарантирована возможность быть духовно независимой и от индивидуальных прагматических интересов, и от коллективного конформизма, и от устойчивых предрассудков своего времени. Каждый человек имеет дело с внутренней духовностью отдельных микрогрупп, общества в целом в прошлых поколений. Потенциал прошлого аксиологического опыта бесконечен в своем будущем проявлении. И судьба современного мира во многом зависит от плодотворности рефлексии той перспективы духовного развития человечества, которая скрыта в его прошлом опыте.

Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год



Следующая страница: 3. Постижение духовности

   • Начало  • Философские разговоры   • В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение   • 2. Секулярная соборность  


  Лирика Древнего Египта  |  Ораторы Древней Греции  |  Русские былины  |  Философские разговоры
Слово Пушкина  |  Литературная гостиная  |  Лингвистика
 
  © Семь заветных слов, 2009-2020.
Статьи, лекции, заметки по лингвистике и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи известных людей, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры художественной литературы.
О проекте
Карта сайта
Сделано Tatsel.ru
Яндекс.Метрика