Семь заветных слов   Словесная вода не имеет формулы, но полна формулировок. (Л. Сухоруков)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение






Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение

5. Секулярное и религиозное миропонимание

В. И. Холодный

Указанные выше атрибуты духовности универсальны. И именно их наследует гуманистически ориентированная личность, вышедшая за пределы религиозного сознания и мыслящая секулярно. Наряду с этим сегодня настойчиво дает о себе знать тенденция нравственного индифферентизма. Современный человек во многом освободился от влияния религиозного мировосприятия и стал личностью с развитым чувством собственного достоинства, но у него существенно нейтрализовалось чувство совести и сострадания, а чувство вины и покаяния нередко воспринимается в обществе как какой-то сентиментальный предрассудок.

Этот факт стабилизирует консервативное мнение, что для возрождения и поддержания на должном уровне внутренней духовности необходимо возрождать ее традиционные натуралистически-мистические формы, в которых она первоначально формировалась и функционировала. Данное мнение противоречит современной жизненной практике и с ним психологически трудно согласиться, но не в меньшей мере трудно обосновать и иной, более реалистический ход мыслей, логически вытекающий из сегодняшнего бытия.

Постоянное расширение диапазона секулярного миропонимания общеизвестно. Наряду с этим демонстрирует свою стоимость и религиозное, и даже мифологическое отношение к действительности. Именно такую ситуацию следует признать вполне естественной и наиболее продуктивной для духовного и социального развития общества.

Во-первых, материализм не как натуралистическая теория, а как духовное воззрение может быть жизнеспособен только в том случае, если он нацелен не на прямолинейное отрицание патриархально-религиозного видения мира, а на восприятие и реалистическое переосмысление его археологического потенциала. Иными словами, рефлективная секулярная духовность появляется не вдруг, а на протяжении долгих веков как бы вычленяется из пелены религиозной соборности и, совершенствуя свои формы, идет ей на смену в качестве новой интегрирующей основы уже куда более плюралистического мировоззренческого процесса. Именно игнорирование (или недооценка) преемственности между религией и материализмом и делало его односторонне-критическим к беспочвенным в духовном отношении, а в условиях казарменного социализма превратило в вульгарно-идеологическую нейтрализацию всякого инакомыслия.

Во-вторых, в любом реалистически мыслящем обществе всегда будет воспроизводиться мистицизм как крайняя форма морально-психологического плюрализма. Думается, что мистицизм следует рассматривать сегодня не в качестве бесплодного предрассудка, а как наиболее наглядное проявление в человеке специфической активности самой природы, ее неразмышляющей жизненной силы. Все непроизвольные движения души человеческой как бы представляют собой значимый для общества инструмент взаимодействия между стихийной жизненностью космоса и сознательным рационалистическим мышлением человека.

Именно мистицизм является предельно спонтанным и эмоционально насыщенным выражением данной взаимосвязи, и в силу этого «обладает определенным прогностическим потенциалом, подчас предвосхищая научные открытия».[ Гуревич П. С Возрожден ли мистицизм? М., 1984. С. 6.] Возможно, иррациональное умонастроение, меняя свои формы, всегда будет первопроходцем в поиске новых путей смысложизненного самовыражения человека.

В-третьих, атрибутом археологического материализма следует считать не только рефлексию духовных первооснов общинно-религиозного сознания, но и исключительно почтительное отношение ко всем прошлым формам духовности, в том числе и религиозной. В этом плане мифологическое и религиозное мироощущение в снятом виде будет постоянно как бы вплетено в структуру рефлективного секулярного сознания человека.

Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год

Интересный ресурс: Магия и волшебство. Сайт рассматривает религиозные и мифологические сюжеты через призму материалистических воззрений. Также на сайте представлены исторические заметки о столкновениях различных миропониманий и легенды о чудовищах из различных мифологий мира.



Следующая страница: 6. Сообщество духовных учений

   • Начало  • Философские разговоры   • В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение   • 5. Секулярное и религиозное миропонимание  

Для вас в нашей компании стеллажи металлические в рассрочку со скидками.

  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master