Лучше сказать лишнее, чем не сказать необходимого. (Плиний Младший) |
Лирика Древнего Египта | Ораторы Древней Греции | Русские былины | Философские разговоры | Слово Пушкина | Литературная гостиная | Лингвистика | ||
Главная Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама Мишель Эйнем из замка Монтень Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество А. Т. Павлов. Особенности русской философии О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение |
Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение12. Задача выработки общих ценностейВ. И. Холодный Нигилистическое умонастроение как первоначальная форма раскрепощения массового сознания всегда и во всех странах было беспочвенным явлением. Этот феномен наиболее ярко раскрыл А. И. Герцен. По его мнению, «демократия..— борьба, отрицание иерархии, общественной неправды, развившейся в прошедшем, очистительный огонь, который сожжет отжившие формы и, разумеется, потухнет, когда сожигаемое кончится. Демократия не может ничего создать, — это не ее дело, — она будет нелепостью после смерти последнего врага; демократы только знают... чего не хотят; чего они хотят, они не знают». [Герцен А. И. Избр. филос. произв. Т. 2. С. 71.] Как показала практика, наши нигилистическим настроенные либералы не сумели ни рефлективно, ни интуитивно опереться на многовековые традиции народов России, и на этой основе разработать и отстоять перспективную возрожденческую политику в масштабах страны. Демократы вопреки своей воле и в новой форме продолжили многолетние партократические усилия по нейтрализации естественного хода жизни, внутреннего саморазвития общества. В итоге попытки волевого внедрения рынка могут закончиться не народным капитализмом и даже не грубой первоначальной его фазой, с чем можно было бы еще смириться, а варварской мафиозной структурой бытия, ничего общего не имеющей с рыночными отношениями. Благодаря демократии общество пришло в движение, но формальное перенесение западных атрибутов ни в какой мере не активизировало самобытную аксиологичность наших народов, не открыло перед ними путь саморефлексии. Вопрос об исторически значимом взаимопроникновении друг в друга инстинктивной российской соборности и европейского рационалистического либерализма остается открытым. Демократический процесс породил плюрализм мнений и многопартийность. Это большое, но одностороннее достижение. Сейчас актуализируется задача выработки общеприемлемых духовно-ценностных установок, на основе которых возможна интеграция различных воззрений в эмпирически многосложную, но внутренне единую мировоззренческую систему. Возрождение прочных духовных связей между людьми предполагает преодоление угнетающего человека корпоративного единства, которое сформировалось в брежневские времена и гарантирует людям заурядное выживание в утилитарно-прагматической среде. Номенклатурные рассуждения о единстве КПСС и «всех здоровых сил» ушли в прошлое, но атрибуты корпоративности: конформизм, групповой эгоизм и круговая порука — глубоко укоренились во все социальные слои и микрогруппы. Даже далеко не все авторитетные общественные деятели полностью освободились от конформизма и групповщины. Поэтому особое восхищение вызывает духовная воля таких людей, как Андрей Сахаров, Александр Солженицын, философ. Мераб Мамардашвили, либерал Юрий Афанасьев и консерватор Виктор Алкснис, которые лишены чувства группового эгоизма, способны и стремятся называть вещи своими именами при любых обстоятельствах. Но в политике, как правило, доминируют люди, приверженные принципу корпоративности. Сегодня их деятельность, наряду с выжидательной политикой ушедшего в отставку М. С. Горбачева, и вызвала к жизни новые стереотипы: национальный эгоизм и национальную государственность, представляющие собой наиболее явный детонатор возможных бесповоротных катаклизмов в обществе. Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год Мафиозные и криминальные структуры постсоветского бытия - в детективных и утопических романах Татьяны Латуковой. Следующая страница: 13. Национализм, космополитизм и конформизм
|
Египет | Греция | Былины | Святые | Философия | Пушкин | Гостиная | Лингвистика |
© Семь заветных слов, 2009-2021. Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней. Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы. |
О проекте Карта сайта |
Web-master |
|||