Семь заветных слов   Лучше сказать лишнее, чем не сказать необходимого. (Плиний Младший)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение






Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение

12. Задача выработки общих ценностей

В. И. Холодный

Нигилистическое умонастроение как первоначальная форма раскрепощения массового сознания всегда и во всех странах было беспочвенным явлением. Этот феномен наиболее ярко раскрыл А. И. Герцен. По его мнению, «демократия..— борьба, отрицание иерархии, общественной неправды, развившейся в прошедшем, очистительный огонь, который сожжет отжившие формы и, разумеется, потухнет, когда сожигаемое кончится. Демократия не может ничего создать, — это не ее дело, — она будет нелепостью после смерти последнего врага; демократы только знают... чего не хотят; чего они хотят, они не знают». [Герцен А. И. Избр. филос. произв. Т. 2. С. 71.]

Как показала практика, наши нигилистическим настроенные либералы не сумели ни рефлективно, ни интуитивно опереться на многовековые традиции народов России, и на этой основе разработать и отстоять перспективную возрожденческую политику в масштабах страны. Демократы вопреки своей воле и в новой форме продолжили многолетние партократические усилия по нейтрализации естественного хода жизни, внутреннего саморазвития общества. В итоге попытки волевого внедрения рынка могут закончиться не народным капитализмом и даже не грубой первоначальной его фазой, с чем можно было бы еще смириться, а варварской мафиозной структурой бытия, ничего общего не имеющей с рыночными отношениями.

Благодаря демократии общество пришло в движение, но формальное перенесение западных атрибутов ни в какой мере не активизировало самобытную аксиологичность наших народов, не открыло перед ними путь саморефлексии. Вопрос об исторически значимом взаимопроникновении друг в друга инстинктивной российской соборности и европейского рационалистического либерализма остается открытым.

Демократический процесс породил плюрализм мнений и многопартийность. Это большое, но одностороннее достижение. Сейчас актуализируется задача выработки общеприемлемых духовно-ценностных установок, на основе которых возможна интеграция различных воззрений в эмпирически многосложную, но внутренне единую мировоззренческую систему. Возрождение прочных духовных связей между людьми предполагает преодоление угнетающего человека корпоративного единства, которое сформировалось в брежневские времена и гарантирует людям заурядное выживание в утилитарно-прагматической среде.

Номенклатурные рассуждения о единстве КПСС и «всех здоровых сил» ушли в прошлое, но атрибуты корпоративности: конформизм, групповой эгоизм и круговая порука — глубоко укоренились во все социальные слои и микрогруппы. Даже далеко не все авторитетные общественные деятели полностью освободились от конформизма и групповщины. Поэтому особое восхищение вызывает духовная воля таких людей, как Андрей Сахаров, Александр Солженицын, философ. Мераб Мамардашвили, либерал Юрий Афанасьев и консерватор Виктор Алкснис, которые лишены чувства группового эгоизма, способны и стремятся называть вещи своими именами при любых обстоятельствах. Но в политике, как правило, доминируют люди, приверженные принципу корпоративности. Сегодня их деятельность, наряду с выжидательной политикой ушедшего в отставку М. С. Горбачева, и вызвала к жизни новые стереотипы: национальный эгоизм и национальную государственность, представляющие собой наиболее явный детонатор возможных бесповоротных катаклизмов в обществе.

Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год

Мафиозные и криминальные структуры постсоветского бытия - в детективных и утопических романах Татьяны Латуковой.



Следующая страница: 13. Национализм, космополитизм и конформизм

   • Начало  • Философские разговоры   • В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение   • 12. Задача выработки общих ценностей  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master