Семь заветных слов   Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами. (Конфуций)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение






Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение

12. Задача выработки общих ценностей

В. И. Холодный

Нигилистическое умонастроение как первоначальная форма раскрепощения массового сознания всегда и во всех странах было беспочвенным явлением. Этот феномен наиболее ярко раскрыл А. И. Герцен. По его мнению, «демократия..— борьба, отрицание иерархии, общественной неправды, развившейся в прошедшем, очистительный огонь, который сожжет отжившие формы и, разумеется, потухнет, когда сожигаемое кончится. Демократия не может ничего создать, — это не ее дело, — она будет нелепостью после смерти последнего врага; демократы только знают... чего не хотят; чего они хотят, они не знают». [Герцен А. И. Избр. филос. произв. Т. 2. С. 71.]

Как показала практика, наши нигилистическим настроенные либералы не сумели ни рефлективно, ни интуитивно опереться на многовековые традиции народов России, и на этой основе разработать и отстоять перспективную возрожденческую политику в масштабах страны. Демократы вопреки своей воле и в новой форме продолжили многолетние партократические усилия по нейтрализации естественного хода жизни, внутреннего саморазвития общества. В итоге попытки волевого внедрения рынка могут закончиться не народным капитализмом и даже не грубой первоначальной его фазой, с чем можно было бы еще смириться, а варварской мафиозной структурой бытия, ничего общего не имеющей с рыночными отношениями.

Благодаря демократии общество пришло в движение, но формальное перенесение западных атрибутов ни в какой мере не активизировало самобытную аксиологичность наших народов, не открыло перед ними путь саморефлексии. Вопрос об исторически значимом взаимопроникновении друг в друга инстинктивной российской соборности и европейского рационалистического либерализма остается открытым.

Демократический процесс породил плюрализм мнений и многопартийность. Это большое, но одностороннее достижение. Сейчас актуализируется задача выработки общеприемлемых духовно-ценностных установок, на основе которых возможна интеграция различных воззрений в эмпирически многосложную, но внутренне единую мировоззренческую систему. Возрождение прочных духовных связей между людьми предполагает преодоление угнетающего человека корпоративного единства, которое сформировалось в брежневские времена и гарантирует людям заурядное выживание в утилитарно-прагматической среде.

Номенклатурные рассуждения о единстве КПСС и «всех здоровых сил» ушли в прошлое, но атрибуты корпоративности: конформизм, групповой эгоизм и круговая порука — глубоко укоренились во все социальные слои и микрогруппы. Даже далеко не все авторитетные общественные деятели полностью освободились от конформизма и групповщины. Поэтому особое восхищение вызывает духовная воля таких людей, как Андрей Сахаров, Александр Солженицын, философ. Мераб Мамардашвили, либерал Юрий Афанасьев и консерватор Виктор Алкснис, которые лишены чувства группового эгоизма, способны и стремятся называть вещи своими именами при любых обстоятельствах. Но в политике, как правило, доминируют люди, приверженные принципу корпоративности. Сегодня их деятельность, наряду с выжидательной политикой ушедшего в отставку М. С. Горбачева, и вызвала к жизни новые стереотипы: национальный эгоизм и национальную государственность, представляющие собой наиболее явный детонатор возможных бесповоротных катаклизмов в обществе.

Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год

Мафиозные и криминальные структуры постсоветского бытия - в детективных и утопических романах Татьяны Латуковой.



Следующая страница: 13. Национализм, космополитизм и конформизм

   • Начало  • Философские разговоры   • В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение   • 12. Задача выработки общих ценностей  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master