Семь заветных слов   В каждом последнем слове - более всего недосказанного. (Леонид Сухоруков)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Культура и гуманизация общества

Ю. М. Устюшкин

Проблема гуманизации общества, как и любая другая, касающаяся изменений в жизнедеятельности общества, должна (и это очевидно) пройти три основных этапа. Первый этап — феноменологические т. е. период возникновения и вербализации, проблемна также генерализация первичных идей ее решения. Второй — процесс научно-теоретического отбора и обоснования идей. И наконец, третий — практическая реализация решений.

Идея, инициирующая проблему к жизни и составляющая затем основу ее решения, возникает B целом, как иллюзорно-магическое бытие, претендующее на тотальную власть над всем сущим. Теоретическая действительность как следующий этап развития и обоснования план неизбежно ставит предел этому свойству идеи неограниченной духовной экспансии. Возникающие при этом новые цели существенно отличаются от их первоначальной констатации и становятся более конкретно-национальными. Однако наибольшая опасность на этом этапе проявляется в основном парадоксе рациональности, заключающемся в том, что чем сознательнее (рациональнее) выдвигаются цели, тем шире пропасть между ними и возможными практическими результатами.

Самара. Набережная Волги на закате
Самара. Набережная Волги на закате

По существу это означает, что сознание в своей имманентной деятельности «погружается» само в себя для того, чтобы отшлифовать необходимые понятия и следовать им на практике, игнорируя при этом своеобразие последней. Именно этот практический этап реализации идеи оказывается самым сложным и подчас коварным: ведь доводы теоретической действительности носят обезличенно-общий характер, в то время как практическая действительность всегда исходит из интересов единичного с его конкретным многообразием. Именно здесь возникает, мягко говоря, расхождение между идеально-общей констатацией и реально-конкретным воплощением идеи.

Данное расхождение является следствием забывчивости того, что создаваемая человеческим разумом идея благоустройства общественной жизни должна сообразовываться с тем, в какой степени сам человек нуждается в этой идее. Не замечая необходимости соблюдения этого соответствия, осуществление идеи подчас страдает «недостаточностью», но чаще всего (и это самое грустное) именно «избыточностью» по отношению к жизни конкретного человека.

Первый этап движения проблемы гуманизации общества на сегодняшний депь пройден настолько стремительно, что интуитивно возникшая форма её констатации определила такое же интуитивно-абстрактное представление о сущности, роли и последствиях решения проблемы. Однако дело заключается в том, что осуществление любой так называемой «программы для общества» не может сопровождаться интуитивно-абстрактным и тем более — прагматистско-волевым решением. В противном случае неудачи будут подстерегать пас на каждом шагу, что, в конце концов, может привести к дополнительной эскалации тоталитарно-волевых решений, а в результате — к окончательному разрушению личности и нравственности.

Утилитарно-практическая позиция, основывающаяся на неразработанных теоретических положениях и не учитывающая, что сознание личности, ради которой все и «затевается», способно сопротивляться «непроясненным» смыслам (идеям, идеалам) и отторгать их — эта позиция может направить вполне благородные намерения в русло совершенно иррациональной деятельности.

С моей точки зрения, рациональная программа гуманизации общества может возникнуть только в результате осознания того, что существующие условия жизни и совершенствования личности исчерпали все свои возможности и деятельность человека оказывается направленной не на самосовершенствование посредством условий, а на приложение все новых усилий для сохранения в неизменности бытия (а по существу — статуса) этих условий, что делает человека рабом в общем-то «умерших богов». Иначе говоря, только из осознания людьми личной несвободы в пределах общественного бытия (как в прошлом, так и в настоящем) может возникнуть стремление каждого человека к свободе утверждения себя и своего места в жизни посредством гуманистических категорий.

Иными словами, гуманизация общества есть проблема, касающаяся в основном и главным образом такой организации общественной жизни и создания таких внешних условий, в которых человек осознает себя неповторимой и автономной личностью, органично вплетенной в систему национальной и общественной культуры. Проблема гуманизации общества оказывается во многом тождественной проблеме органического «вхождения» человека в мир гуманитарных (ценностно-смысловых) завоеваний культуры.

Публикуется по изданию: Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год

Приглашаем поразмышлять о культуре и различных произведениях искусства на портале Клуб интеллектуалов ХОУПФИШ.



Следующая страница: Образование и воспитание как аспект развития культуры

   • Начало  • Философские разговоры   • Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание   • Культура и гуманизация общества  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master