В каждом последнем слове - более всего недосказанного. (Леонид Сухоруков) |
Лирика Древнего Египта | Ораторы Древней Греции | Русские былины | Философские разговоры | Слово Пушкина | Литературная гостиная | Лингвистика | ||
Главная Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама Мишель Эйнем из замка Монтень Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество А. Т. Павлов. Особенности русской философии О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение |
Культура и гуманизация обществаЮ. М. Устюшкин Проблема гуманизации общества, как и любая другая, касающаяся изменений в жизнедеятельности общества, должна (и это очевидно) пройти три основных этапа. Первый этап — феноменологические т. е. период возникновения и вербализации, проблемна также генерализация первичных идей ее решения. Второй — процесс научно-теоретического отбора и обоснования идей. И наконец, третий — практическая реализация решений. Идея, инициирующая проблему к жизни и составляющая затем основу ее решения, возникает B целом, как иллюзорно-магическое бытие, претендующее на тотальную власть над всем сущим. Теоретическая действительность как следующий этап развития и обоснования план неизбежно ставит предел этому свойству идеи неограниченной духовной экспансии. Возникающие при этом новые цели существенно отличаются от их первоначальной констатации и становятся более конкретно-национальными. Однако наибольшая опасность на этом этапе проявляется в основном парадоксе рациональности, заключающемся в том, что чем сознательнее (рациональнее) выдвигаются цели, тем шире пропасть между ними и возможными практическими результатами.
По существу это означает, что сознание в своей имманентной деятельности «погружается» само в себя для того, чтобы отшлифовать необходимые понятия и следовать им на практике, игнорируя при этом своеобразие последней. Именно этот практический этап реализации идеи оказывается самым сложным и подчас коварным: ведь доводы теоретической действительности носят обезличенно-общий характер, в то время как практическая действительность всегда исходит из интересов единичного с его конкретным многообразием. Именно здесь возникает, мягко говоря, расхождение между идеально-общей констатацией и реально-конкретным воплощением идеи. Данное расхождение является следствием забывчивости того, что создаваемая человеческим разумом идея благоустройства общественной жизни должна сообразовываться с тем, в какой степени сам человек нуждается в этой идее. Не замечая необходимости соблюдения этого соответствия, осуществление идеи подчас страдает «недостаточностью», но чаще всего (и это самое грустное) именно «избыточностью» по отношению к жизни конкретного человека. Первый этап движения проблемы гуманизации общества на сегодняшний депь пройден настолько стремительно, что интуитивно возникшая форма её констатации определила такое же интуитивно-абстрактное представление о сущности, роли и последствиях решения проблемы. Однако дело заключается в том, что осуществление любой так называемой «программы для общества» не может сопровождаться интуитивно-абстрактным и тем более — прагматистско-волевым решением. В противном случае неудачи будут подстерегать пас на каждом шагу, что, в конце концов, может привести к дополнительной эскалации тоталитарно-волевых решений, а в результате — к окончательному разрушению личности и нравственности. Утилитарно-практическая позиция, основывающаяся на неразработанных теоретических положениях и не учитывающая, что сознание личности, ради которой все и «затевается», способно сопротивляться «непроясненным» смыслам (идеям, идеалам) и отторгать их — эта позиция может направить вполне благородные намерения в русло совершенно иррациональной деятельности. С моей точки зрения, рациональная программа гуманизации общества может возникнуть только в результате осознания того, что существующие условия жизни и совершенствования личности исчерпали все свои возможности и деятельность человека оказывается направленной не на самосовершенствование посредством условий, а на приложение все новых усилий для сохранения в неизменности бытия (а по существу — статуса) этих условий, что делает человека рабом в общем-то «умерших богов». Иначе говоря, только из осознания людьми личной несвободы в пределах общественного бытия (как в прошлом, так и в настоящем) может возникнуть стремление каждого человека к свободе утверждения себя и своего места в жизни посредством гуманистических категорий. Иными словами, гуманизация общества есть проблема, касающаяся в основном и главным образом такой организации общественной жизни и создания таких внешних условий, в которых человек осознает себя неповторимой и автономной личностью, органично вплетенной в систему национальной и общественной культуры. Проблема гуманизации общества оказывается во многом тождественной проблеме органического «вхождения» человека в мир гуманитарных (ценностно-смысловых) завоеваний культуры. Публикуется по изданию: Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год Приглашаем поразмышлять о культуре и различных произведениях искусства на портале Клуб интеллектуалов ХОУПФИШ. Следующая страница: Образование и воспитание как аспект развития культуры
|
Египет | Греция | Былины | Святые | Философия | Пушкин | Гостиная | Лингвистика |
© Семь заветных слов, 2009-2021. Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней. Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы. |
О проекте Карта сайта |
Web-master |
|||