Семь заветных слов   Нет ничего такого, чего нельзя сказать словами. Разве что ты не знаешь таких слов.  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Культура и гуманизация общества

Ю. М. Устюшкин

Проблема гуманизации общества, как и любая другая, касающаяся изменений в жизнедеятельности общества, должна (и это очевидно) пройти три основных этапа. Первый этап — феноменологические т. е. период возникновения и вербализации, проблемна также генерализация первичных идей ее решения. Второй — процесс научно-теоретического отбора и обоснования идей. И наконец, третий — практическая реализация решений.

Идея, инициирующая проблему к жизни и составляющая затем основу ее решения, возникает B целом, как иллюзорно-магическое бытие, претендующее на тотальную власть над всем сущим. Теоретическая действительность как следующий этап развития и обоснования план неизбежно ставит предел этому свойству идеи неограниченной духовной экспансии. Возникающие при этом новые цели существенно отличаются от их первоначальной констатации и становятся более конкретно-национальными. Однако наибольшая опасность на этом этапе проявляется в основном парадоксе рациональности, заключающемся в том, что чем сознательнее (рациональнее) выдвигаются цели, тем шире пропасть между ними и возможными практическими результатами.

Самара. Набережная Волги на закате
Самара. Набережная Волги на закате

По существу это означает, что сознание в своей имманентной деятельности «погружается» само в себя для того, чтобы отшлифовать необходимые понятия и следовать им на практике, игнорируя при этом своеобразие последней. Именно этот практический этап реализации идеи оказывается самым сложным и подчас коварным: ведь доводы теоретической действительности носят обезличенно-общий характер, в то время как практическая действительность всегда исходит из интересов единичного с его конкретным многообразием. Именно здесь возникает, мягко говоря, расхождение между идеально-общей констатацией и реально-конкретным воплощением идеи.

Данное расхождение является следствием забывчивости того, что создаваемая человеческим разумом идея благоустройства общественной жизни должна сообразовываться с тем, в какой степени сам человек нуждается в этой идее. Не замечая необходимости соблюдения этого соответствия, осуществление идеи подчас страдает «недостаточностью», но чаще всего (и это самое грустное) именно «избыточностью» по отношению к жизни конкретного человека.

Первый этап движения проблемы гуманизации общества на сегодняшний депь пройден настолько стремительно, что интуитивно возникшая форма её констатации определила такое же интуитивно-абстрактное представление о сущности, роли и последствиях решения проблемы. Однако дело заключается в том, что осуществление любой так называемой «программы для общества» не может сопровождаться интуитивно-абстрактным и тем более — прагматистско-волевым решением. В противном случае неудачи будут подстерегать пас на каждом шагу, что, в конце концов, может привести к дополнительной эскалации тоталитарно-волевых решений, а в результате — к окончательному разрушению личности и нравственности.

Утилитарно-практическая позиция, основывающаяся на неразработанных теоретических положениях и не учитывающая, что сознание личности, ради которой все и «затевается», способно сопротивляться «непроясненным» смыслам (идеям, идеалам) и отторгать их — эта позиция может направить вполне благородные намерения в русло совершенно иррациональной деятельности.

С моей точки зрения, рациональная программа гуманизации общества может возникнуть только в результате осознания того, что существующие условия жизни и совершенствования личности исчерпали все свои возможности и деятельность человека оказывается направленной не на самосовершенствование посредством условий, а на приложение все новых усилий для сохранения в неизменности бытия (а по существу — статуса) этих условий, что делает человека рабом в общем-то «умерших богов». Иначе говоря, только из осознания людьми личной несвободы в пределах общественного бытия (как в прошлом, так и в настоящем) может возникнуть стремление каждого человека к свободе утверждения себя и своего места в жизни посредством гуманистических категорий.

Иными словами, гуманизация общества есть проблема, касающаяся в основном и главным образом такой организации общественной жизни и создания таких внешних условий, в которых человек осознает себя неповторимой и автономной личностью, органично вплетенной в систему национальной и общественной культуры. Проблема гуманизации общества оказывается во многом тождественной проблеме органического «вхождения» человека в мир гуманитарных (ценностно-смысловых) завоеваний культуры.

Публикуется по изданию: Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год

Приглашаем поразмышлять о культуре и различных произведениях искусства на портале Клуб интеллектуалов ХОУПФИШ.



Следующая страница: Образование и воспитание как аспект развития культуры

   • Начало  • Философские разговоры   • Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание   • Культура и гуманизация общества  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master