Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека. (Николай Гоголь) |
Лирика Древнего Египта | Ораторы Древней Греции | Русские былины | Философские разговоры | Слово Пушкина | Литературная гостиная | Лингвистика | ||
Главная Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама Мишель Эйнем из замка Монтень Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество А. Т. Павлов. Особенности русской философии О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение |
Образование и воспитание как аспект развития культурыЮ. М. Устюшкин Совершенно естественной представляется следующая закономерность. Когда появляется необходимость гуманизировать общество (а такая потребность возникает в периоды общественных кризисов), то наше внимание в первую очередь обращается на систему образования и воспитания. Ведь именно здесь закладываются основы логики мышления и нравственно-эстетических императивов развития человека, а значит, и всего общества. Это не случайно: от той роли, которая отводится образованию и воспитанию в системе обшественного производства, зависит значение гуманитарного знания, определяющего в конечном итоге смысл и культуру индивидуальной и обшественной жизнедеятельности. Чтобы преобразования в обществе были действительно эффективными, необходимо рассматривать систему образования и воспитания в качестве рода или по крайней мере как систему, наделенную существеннейшими признаками рода по сравнению со всеми остальными видами общественного производства. Не случайно во все времена образование и воспитание представляли собой важнейшую сферу жизнедеятельности общества. На некоторых этапах человеческой истории отношение к ним определяло смысл жизни общества. Более того, овладение содержанием этой важнейшей сферы говорило о действительном, а не мнимом совершенстве человека. Так, в конце своей книги K.-П. Вернан приходит к следующему выводу; «Греческий разум формировался не столько в ходе обращения людей с объектами, сколько во взаимоотношениях самих людей. Он развивался не столько в связи с техникой, посредством которой воздействуют на внешний мир, сколько благодаря технике, которая воздействует на других и основным средством которой служит язык, а именно, политика, риторика, дидактика». (Верван К.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. С. 158 — 159.)
Иначе говоря, греческий разум был устремлен на воспитание, совершенствование и образование людей, а не на преобразование природы. Во всех своих достоинствах и недостатках он — дитя полиса». Конечно, здесь речь идет не столько о конкретной системе образования и воспитания древних греков, сколько о принципе самообразования, составлявшем основу их жизнедеятельности. Однако эта мысль французского философа хороша тем, что в ней раскрывается не формальное, а именно содержательное становление человека посредством воспитания и образования. Кроме того, это становление оказалось возможным, прежде всего потому, что была «изобретена мощная социальная организация нового типа, способная повысить человеческий потенциал и вызнать изменения во всех аспектах существования — изменения, которые едва ли могли представить себе мелкие, привязанные к земле общины раннего неолита». (Мамфорд Л. Миф машины//Утопия и утопическое мышление. М., 1991. С. 79.) Впрочем, здесь напрашивается вывод несколько иного, но тоже общего характера, а именно всякий переход от одной социальной организации к другой непременно сопровождается само-рефлексией общества, направленной на энергичное стимулирование образования и воспитания. Общественные отношения конкретного исторического периода во всем многообразии всегда показывают действительность той разумности, которая содержится главным образом в доминирующих идеалах и ценностях системы образования и воспитания. И коль скоро гуманизация общества непосредственно связывается с образованием и воспитанием, то существо проблемы оказывается напрямую зависимым от конкретной организации процесса обучения как принципа восхождения по иерархии ценностей и идеалов. Основой внутреннего строения образования и воспитания, в которой ценности и идеалы приобретают свою логическую последовательность, может быть только их соответствие историко-логическому пространству национальной и общественной культуры, где идеалы, идеи и направления возникают в строго определенном порядке и где именно эта естественная историко-логическая последовательность делает их незыблемыми и вечными, а не подверженными коньюнктуре времени и обстоятельств, как это происходит в нашей системе образования и воспитания. Соответствие принципу последовательности оказывается эффективным и актуальным потому, что такие свойства культуры, как единство и преемственность, перестают быть зависимыми только от политических, экономических или идеологических факторов, и культура становится не односторонним, а целостным смыслом и целью развития всех членов общества. А поэтому овладение наличным богатством культуры есть несомненное тождество творческому (разумному) приумножению самой культуры. Публикуется по изданию: Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год Следующая страница: Гуманизм как представление о достоинстве и благородстве
|
Египет | Греция | Былины | Святые | Философия | Пушкин | Гостиная | Лингвистика |
© Семь заветных слов, 2009-2021. Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней. Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы. |
О проекте Карта сайта |
Web-master |
|||