Слово монарха значит больше, чем клятва обычного человека. (Елизавета I) |
Лирика Древнего Египта | Ораторы Древней Греции | Русские былины | Философские разговоры | Слово Пушкина | Литературная гостиная | Лингвистика | ||
Главная Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама Мишель Эйнем из замка Монтень Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество А. Т. Павлов. Особенности русской философии О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение |
Свойства гуманитарного знанияЮ. М. Устюшкин Наряду с гуманитарным знанием достоянием культуры является так называемое «точное» (естественнонаучное) знание. Однако последнее в интересах гуманизации не может быть экстраполировано на вс виды и формы жизнедеятельности человека и общества. Это объясняется, по крайней мере, двумя причинами. Во-первых, стремление устроить общественные отношения в соответствии с объективностью естественнонаучного знания и его однозначными (инвариантными) выводами ведет к ограничению и нивелированию полифонии и разнообразия человеческой деятельности как таковой. А во-вторых, — и это, быть может, самое нежелательное и драматичное — создает условия для возникновения и стремительного распространения технократизма и ведомственного бюрократизма вплоть до его тоталитарных политических проявлений. Основное различие между гуманитарным и точным знанием в свое время подчеркнул М М Бахтин. «Тoчные науки, — писал оп, — это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. 3десь только один субъект — познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласая вещь. Любой объект знания, в том числе и человек) может быть воспринят как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласым, следовательно, познание его мoжет быть только диалогическим». (Бахтин М. Эстетика словесного творчества М, 1979. С. 368 ) Культура прежде всего гуманитарный феномен. Поскольку само гуманитарное знание обнаруживает себя как ее естественный атрибут, то основные характеристик, свойственные культуре, оказываются присущими и ему. Кроме указанной выше диалогичности гуманитарное знание обладает следующими характеристиками.
Прежде всего, это смысл, который не только содержится в гуманитарном знании как форма бытия личной правды человека, но составляет глубинную основу существа человеческой жизни. Эту характеристика отмечают и другие исследователи. Так, В В. Ильин пишет: «В пределах гуманитарного знания мир задан не вещно-натуралистическим, а духовно-смысловым образом как целостная сущность. подлежащая пониманию. Гуманитарий движется в ценностно-смысловых, а не в вещно-натуралистических связях. Гуманитарный объект вне природен — он вынесен во вне природного бытия в мир человечности, многообразных межсубъективных отношений, которые постигаются не непосредственным наблюдением и созерцанием, а реконструкцией оснований и форм человеческой деятельности, проникновением в суть характера и способа ее организации». (Ильин В. В. Особенности законов гуманитарных наук. Проблема закона в общественных науках. М, 1989. Стр. 21-22.) Кроме того, гуманитарное здание исторично. Транслируясь в направлении конкретного человека и исторически, экзистенциально тематизируя эту направленность, оно соединяется с судьбой человека как логикой истории его жизни. Именно это свойство гуманитарного знания указывает, во первых, на «незавершенность смысла» с точки зрения его последующего развития и совершенствования, а во-вторых, на ожидание продолжения диалога до бесконечности. Далее мы можем говорить о свойстве целостности, которое вытекает из предыдущих. Здесь гуманитарное знание затрагивает человека в целом: и как представителя рода человеческого, и как рода в целом. Для всякого человека единство и целостность его бытия неизмеримо важнее, чем, скажем, единство и целостность научной картины мира, которая, кстати сказать, является всего лишь частью его мировоззрения. Человек никогда не смирится с ощущением дискретности, «разорванности» смысла своего бытия, выстраданного им самим. Целостность личностного смысла бытия человека всегда содержит историю становления человека и отражает единство всех событий, в которых участвовал сам человек. И в этом смысле человек неотделим, во-первых, от своего прошлого, в котором он либо спорит, с самим собой, либо черпает энергию для жизни в настоящем, во-вторых, от своего настоящего — ведь именно в нем он утверждает и реализует свое «Я», и, в-третьих, от своего будущего, где человек видит себя достаточным, счастливым и вечным. Единство этих трех измерений бытия человека всегда незримо присутствует в смысловых интенциях культуры и гуманитарного знания, придавая им неповторимый характер конкретной целостности и всеобщности. Публикуется по изданию: Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год Заметки о литературе, философии, истории и культуре востока публикует сайт Литература Азии. На сайте также представлены биографические сведения об известных авторах Азии. Следующая страница: Гуманитарное знание
|
Египет | Греция | Былины | Святые | Философия | Пушкин | Гостиная | Лингвистика |
© Семь заветных слов, 2009-2021. Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней. Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы. |
О проекте Карта сайта |
Web-master |
|||