Семь заветных слов   Слово монарха значит больше, чем клятва обычного человека. (Елизавета I)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение


Словарь старинных слов:

Бочаг — омут, яма, залитая водою.


Свойства гуманитарного знания

Ю. М. Устюшкин

Наряду с гуманитарным знанием достоянием культуры является так называемое «точное» (естественнонаучное) знание. Однако последнее в интересах гуманизации не может быть экстраполировано на вс виды и формы жизнедеятельности человека и общества. Это объясняется, по крайней мере, двумя причинами. Во-первых, стремление устроить общественные отношения в соответствии с объективностью естественнонаучного знания и его однозначными (инвариантными) выводами ведет к ограничению и нивелированию полифонии и разнообразия человеческой деятельности как таковой. А во-вторых, — и это, быть может, самое нежелательное и драматичное — создает условия для возникновения и стремительного распространения технократизма и ведомственного бюрократизма вплоть до его тоталитарных политических проявлений.

Основное различие между гуманитарным и точным знанием в свое время подчеркнул М М Бахтин. «Тoчные науки, — писал оп, — это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. 3десь только один субъект — познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласая вещь. Любой объект знания, в том числе и человек) может быть воспринят как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласым, следовательно, познание его мoжет быть только диалогическим». (Бахтин М. Эстетика словесного творчества М, 1979. С. 368 )

Культура прежде всего гуманитарный феномен. Поскольку само гуманитарное знание обнаруживает себя как ее естественный атрибут, то основные характеристик, свойственные культуре, оказываются присущими и ему. Кроме указанной выше диалогичности гуманитарное знание обладает следующими характеристиками.

Москва. Манежная площадь зимой
Москва. Манежная площадь зимой.

Прежде всего, это смысл, который не только содержится в гуманитарном знании как форма бытия личной правды человека, но составляет глубинную основу существа человеческой жизни. Эту характеристика отмечают и другие исследователи. Так, В В. Ильин пишет: «В пределах гуманитарного знания мир задан не вещно-натуралистическим, а духовно-смысловым образом как целостная сущность. подлежащая пониманию. Гуманитарий движется в ценностно-смысловых, а не в вещно-натуралистических связях. Гуманитарный объект вне природен — он вынесен во вне природного бытия в мир человечности, многообразных межсубъективных отношений, которые постигаются не непосредственным наблюдением и созерцанием, а реконструкцией оснований и форм человеческой деятельности, проникновением в суть характера и способа ее организации». (Ильин В. В. Особенности законов гуманитарных наук. Проблема закона в общественных науках. М, 1989. Стр. 21-22.)

Кроме того, гуманитарное здание исторично. Транслируясь в направлении конкретного человека и исторически, экзистенциально тематизируя эту направленность, оно соединяется с судьбой человека как логикой истории его жизни. Именно это свойство гуманитарного знания указывает, во первых, на «незавершенность смысла» с точки зрения его последующего развития и совершенствования, а во-вторых, на ожидание продолжения диалога до бесконечности.

Далее мы можем говорить о свойстве целостности, которое вытекает из предыдущих. Здесь гуманитарное знание затрагивает человека в целом: и как представителя рода человеческого, и как рода в целом. Для всякого человека единство и целостность его бытия неизмеримо важнее, чем, скажем, единство и целостность научной картины мира, которая, кстати сказать, является всего лишь частью его мировоззрения. Человек никогда не смирится с ощущением дискретности, «разорванности» смысла своего бытия, выстраданного им самим.

Целостность личностного смысла бытия человека всегда содержит историю становления человека и отражает единство всех событий, в которых участвовал сам человек. И в этом смысле человек неотделим, во-первых, от своего прошлого, в котором он либо спорит, с самим собой, либо черпает энергию для жизни в настоящем, во-вторых, от своего настоящего — ведь именно в нем он утверждает и реализует свое «Я», и, в-третьих, от своего будущего, где человек видит себя достаточным, счастливым и вечным. Единство этих трех измерений бытия человека всегда незримо присутствует в смысловых интенциях культуры и гуманитарного знания, придавая им неповторимый характер конкретной целостности и всеобщности.

Публикуется по изданию: Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год

Заметки о литературе, философии, истории и культуре востока публикует сайт Литература Азии. На сайте также представлены биографические сведения об известных авторах Азии.



Следующая страница: Гуманитарное знание

   • Начало  • Философские разговоры   • Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание   • Свойства гуманитарного знания  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master