Семь заветных слов   В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно... (Николай Гоголь)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Народность — динамическая, историческая категория

Как меняются социальный состав народа, его историческая миссия и условия жизни, так меняется и объем понятия «народное искусство». Можно привести немало примеров, когда те или иные идеологические феномены, на определенном отрезке времени отражавшие интересы прогрессивных слоев общества, постепенно утрачивали это качество, а вместе с тем и жизненную силу, становясь в целом лишь объектом чисто исторического интереса. Видимо, мы не ошибемся, если скажем, что современную народную художественную культуру составляют два тесно связанных, находящихся в неразрывном единстве элемента: лучшие культурные традиции прошлого и созданные сегодня культурные ценности, соответствующие актуальным задачам эпохи, запросам передовых социальных сил современности.

Поэтому при создании национальной культуры своей страны художник должен ориентироваться прежде всего на те художественные ценности, эстетические идеалы и представления, которые являются народными в современных условиях (и в исторической перспективе). В этом случае те элементы национальной художественной культуры, которые являются отжившими, несоответствующими сегодняшнему дню, так сказать, устраняются из творческого актива. Иными словами, сегодняшний день художественной культуры той или иной нации — это такое творчество, которое в сегодняшних условиях и в исторической перспективе может рассматриваться как народное.

Необходимость динамического рассмотрения категории народности обусловлена также необходимостью рассматривать эстетические вкусы и представления народных масс в развитии. Например, в первые послеоктябрьские годы, когда народные массы России жадно потянулись к сокровищницам культуры, многое в творчестве передовых мастеров (например, Фаворского) не было еще им понятно. Эстетические симпатии того времени — на стороне живописи простой по языку и тематически доступной. Но значит ли это, что творчество таких художников, как Фаворский или Петров-Водкин, не должно оцениваться как народное? Конечно, нет. По мере расширения и углубления системы художественного воспитания развивались и эстетические вкусы трудящихся, становились близкими н понятными сложные, интеллектуально насыщенные произведения этих замечательных мастеров нашего искусства.

Необходимо подчеркнуть важность такого аспекта рассматриваемого нами круга проблем, как ответственность художника перед народом. Обостренное чувство своей ответственности всегда было присуще лучшим мастерам прошлого и выдающимся современным деятелям искусства. Надо сказать, что эта ответственность особенно возрастает в современных условиях, когда идет острая борьба различных социальных сил за определение дальнейших исторических судеб России. Кроме того, ответственность художника перед народом возрастает и в связи с общим ростом значения субъективного фактора в демократическом обществе, строящемся на началах сознательного и активного участия самых широких масс в определении своего будущего. Нельзя согласиться с претензиями тех, кто хочет поставить художественное творчество над народом. Искусство может и должно решать большие идейные задачи, и от того, как оно это делает, от того, насколько близко принимает к сердцу художник дела своего народа, зависит будущее самого искусства.

Эта проблема в форме идеи служения народу возникла в кругах демократической интеллигенции. Исторически она сыграла весьма значительную и по своему времени прогрессивную роль. В русской общественной мысли она восходит к Радищеву, к дворянским революционерам. К середине XIX столетия она широко распространилась и стала одной из центральных в мировоззрении лучших представителей образованного русского общества. Однако в этот период проблема служения народу была по необходимости окрашена в трагические тона, обусловленные тем, что по преимуществу крестьянские массы плохо понимали идеи интеллигенции и, разумеется, не знали или не воспринимали создаваемого ею искусства. В идеологии этих слоев народ выступает как пассивная сила, как «объект» служения, но не как субъект, активно взаимодействующий с «образованным обществом».

Т. В. Кузнецова


Дополнительная информация: Изобразительное искусство во всех проявлениях. Творческие общества и индивидуализм, народность в абстрактном искусстве, советское искусство - народное и официальное, отклик художников на исторические события.



   • Начало  • Философские разговоры   • Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории   • Народность — динамическая, историческая категория  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master