Люди запутываются в массе лишних слов. (Максим Горький) |
Лирика Древнего Египта | Ораторы Древней Греции | Русские былины | Философские разговоры | Слово Пушкина | Литературная гостиная | Лингвистика | ||
Главная Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама Мишель Эйнем из замка Монтень Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество А. Т. Павлов. Особенности русской философии О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение |
Народность в художественной культуреИсследование художественной культуры под углом категории народности можно проводить двумя способами. В первом случае задача исследователя состоит в том, чтобы, взяв один из смысловых оттенков народности, проследить, как он реализовывался в различных художественных системах на протяжении истории искусства (например, можно рассмотреть, как изменялась по форме роль народа — субъекта художественной культуры). Во втором случае необходимо выделить различные типы производства художественных ценностей и различные эпохи развития художественного сознания, а затем охарактеризовать их одновременно во всех аспектах значения термина «народность», т. е. суммарно. Реальный художественный процесс осуществляется в обоих этих измерениях, поэтому данные аспекты исследования являются взаимо-дополняемыми. В условиях общества с сильно развитыми классовыми антагонизмами возникает и нарастает противоречие между двумя важнейшими аспектами проблемы народности искусства: между степенью участия народных масс в создании и потреблении художественных ценностей и способностью искусства отобразить наиболее глубокие интересы, объективные исторические потребности народа. По мере разложения некогда единого первобытного коллектива и укрепления классового общества умственный труд становится профессией. Возникает прослойка людей, не занятых в материальном производстве и посвящающих все свое время искусству, науке, философии и т. д. Вполне понятно, что эта прослойка пополняется преимущественно либо за счет самих представителей господствующего класса, либо за счет лиц, тесно с ним связанных, и в силу этого получающих некоторую часть присваиваемого этим классом прибавочного продукта. Возникновение разделения между умственным и физическим трудом не означает, конечно, что народные массы, трудящиеся полностью лишаются какой бы то ни было духовной пищи. Однако доступ к профессиональной культурной деятельности, к сокровищам науки, философии, искусства для них сильно затрудняется. Между тем именно эти виды деятельности с течением времени становятся основным направлением культурного прогресса. Это касается, конечно, и искусства. Профессиональная художественная культура, основанная на литературных традициях, на «книжной» образованности, выработала богатые поэтические средства, выразительность и разнообразие которых во многом превосходят поэтику народного искусства. Эта художественная культура базируется и на более мощном и развитом идейном фундаменте. В ее основе лежит не стихийно выработанное лишь на основе непосредственной жизненной практики мировоззрение, а достижения философской и общественной мысли, в которой закономерности и тенденции развития социальной жизни получают более глубокое осмысление. Произведения искусства, создаваемые передовой художественной интеллигенцией, нередко более верно отражают объективные интересы народа, чем создаваемый им самим фольклор. Это в особенности верно применительно к эпохе капитализма, когда социальная жизнь чрезвычайно усложняется. Так, например, в произведениях русских писателей революционно-демократического направления, в которых содержалась острая критика самодержавно-помещичьих порядков, русская действительность осмыслялась несравненно глубже и конкретнее, чем в фольклоре. Соответственно те социально-политические идеи, которые выдвигались демократическим направлением в искусстве, были построены на понимании объективных исторических потребностей народа, которые должны были обязательно проявиться по мере дальнейшего общественного развития, хотя основные слои народа сами их в то время еще не осознавали. На почве профессионального искусства формируются и более развитые эстетические потребности. На это справедливо указывал Чернышевский. Признавая за произведениями фольклора немалую художественную ценность, он в то же время отмечал, что умственная и нравственная жизнь патриархального общества слишком бедна для цивилизованного народа. Поэтому и содержание народной поэзии слишком бедно для него. Однако произведения представителей демократического искусства (как и профессионального искусства вообще) были почти неизвестны народу как в силу социально-экономических причин (высокая стоимость книг, отсутствие достаточного досуга и т. п.), так и в силу причин собственно культурного характера — поэтика классиков мировой художественной культуры выраженная в их творчестве или была мало понятна малограмотному, духовно неразвитому крестьянину или ремесленнику середины XIX в. Т. В. Кузнецова Читайте также: Народное накопительство и бытовое собирательство как часть культуры представлены на сайте Тайны старого сундука. Народность в художественной культуре выражается ещё и тем, что произведения искусства и творческие достижения, даже самые восхитительные, подчас сохраняются лишь в глубине сундуков самых малограмотных крестьян. И судить о художественной культуре предыдущих эпох приходится по случайному выбору, который сохранил именно этот артефакт для потомков, в то время как возможные шедевры сгорели в огне войн и революций. Следующая страница: Народность — динамическая, историческая категория
|
Египет | Греция | Былины | Святые | Философия | Пушкин | Гостиная | Лингвистика |
© Семь заветных слов, 2009-2021. Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней. Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы. |
О проекте Карта сайта |
Web-master |
|||