Семь заветных слов   Слова имеют свою собственную душу. (Бертольт Брехт)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение


Словарь старинных слов:

Буерак — сухой овраг.


Понятие народности

Говоря о народности искусства, наиболее проницательные и глубокие представители эстетической мысли понимали, что это не просто непосредственно переживаемый момент художественности, а чаще всего — проблема, возникающая в ходе наших размышлений по поводу художественного творчества. Поэтому они отдавали себе отчет в том, что в данном случае речь должна идти не о простом противопоставлении «народного» искусства «ненародному», а о том, в каких конкретно аспектах и в каком смысле те или иные формы художественной культуры должны рассматриваться как народные. Категорию народности, следовательно, правильнее понимать не столько как выражение какого-то определенного признака, свойства, сколько как обозначение некоторого «поля проблем» эстетической теории и художественной критики. В этом ее отличие от атрибутивных эстетических категорий типа прекрасного, безобразного, возвышенного и ряд др., фиксирующих то или иное качество эстетического восприятия.

Однако понятие народности нелегко раскрыть во всей его комплексности. Поэтому у многих теоретиков анализ его был ограничен выделением отдельных, хотя нередко и важных, его сторон. Наиболее крупные мыслители чувствовали этот недостаток, который явственно проявлялся в виде расплывчатости термина, нечеткости п неясности отдельных его аспектов, слишком расширительного его употребления, Так, Белинский писал по этому поводу: «Увы! С «народностью» сделалось то же, что никогда произошло с «романтизмом» и со многими другими словами, которые потому именно и утратили всякое значение, что слишком расширились в значении, которые потому сделались непонятными ни для кого, что казались всем слишком понятными»

Суть проблемы народности искусства состоит в анализе отношений народных масс к художественному творчеству и создаваемым в процессе этого творчества эстетическим ценностям. Коль скоро речь идет об отношении, в которое искусство входит как исторически развивающаяся форма культуры, ее вряд ли следует непосредственно свяывать с особенностями предмета искусства, или с особенностями одной только художественной формы.

Отношение, о котором мы говорим, может носить различный характер и проявляться по-разному. Нередко художественные формы, которые в одних отношениях могут быть охарактеризованы как народные, в других аспектах под такую характеристику не подходят. Кроме того, поскольку народность, как и все категории эстетики, является понятием историческим, развитие общества, изменение соотношения социальных сил, характера общественных потребностей (в том числе и эстетических) заставляют по-разному в зависимости от рассматриваемой исторической эпохи решать вопрос о народности той или иной формы художественного творчества. Поэтому вопрос этот можно охарактеризовать как сложную и многостороннюю проблему.

В научной литературе термин «народность» употребляется в следующих основных смыслах.

Во-первых, он обозначает степень и форму причастности народных масс к производству художественных ценностей.

Во-вторых, он используется для характеристики тех или иных произведений с точки зрения их реального потребителя (проблема доступности художественных произведений для народных масс).

В-третьих, народным именуется искусство, выражающее идеи, объективно соответствующие действительным интересам народных масс (хогя сами массы могут на том или ином историческом этапе' этого не сознавать, и данные произведения могут оставаться более или менее далекими от художественных вкусов и навыков широких слоев народа, до поры до времени не попятыми ими).

Иногда народным называют искусство, которое выражает идеалы, эстетические вкусы, мироощущение народных масс на данной ступени их исторического развития. В более узком смысле термин «народность» иногда используется для обозначения произведений, отображающих жизнь социальных низов или обращающихся к истокам культуры данного народа, к сго традициям.

Проблема народности во всех аспектах теснейшим образом переплетается с проблемой общечеловеческого. По сути народное — это ступенька, ведущая к общечеловеческому от узкоклассового, или сословного, содержания. Это понимали еще классики русской художественной культуры XIX в. В. Белинский, Н. Гоголь, И. Крамской отмечали, что общечеловеческое выражается в искусстве через народное (народно-национальное) как конкретную, реально-эмпирическую форму своего воплощения. Ведь нельзя любить и понимать человечество, не любя своей родины, своих национальных традиций, лучших качеств своих соотечественников. Народное в данном случае выступает как бы представителем общечеловеческого тем в большей степени, чем в жизни данного народа больше истинного, разумного и гуманного.

B послеоктябрьский период такое понимание народности утвердилось в советской науке 30—40-х гг. в ходе полемики с представителями вульгарно-социологического подхода к искусству и сегодня получает дальнейшее развитие на почве идеологии российского возрождения.

Очевидно, что конкретный научный анализ всех аспектов народности, которые по существу различны, относительно независимы друг от друга и по-разному сочетаются в различных художественных направлениях и творчестве отдельных авторов, требует разработанного и достаточно сложного категориального аппарата. Одним единственным суммарным термином «народность» здесь не обойтись. Требуется его конкретизация с помощью других понятий, таких как «идейность», «массовость», «доступность», «понятность», «популярность», «фольклор», «прогрессивное искусство», «национальная художественная форма», «национальная традиция» и др. Народность, следовательно, является ансамблевой категорией. Это значит, что она образует как бы центр, ядро системы конкретизирующих ее понятий и употребляется оно вместе с одной или несколькими из них.

Т. В. Кузнецова

Народное и аристократическое, монументальное и микроскопическое, древнее и современное искусство представлено на сайте Мозаика - материалы и технологии.



Следующая страница: Народность и национальное искусство

   • Начало  • Философские разговоры   • Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории   • Понятие народности  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master