Семь заветных слов   Нет ничего такого, чего нельзя сказать словами. Разве что ты не знаешь таких слов.  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение


Словарь старинных слов:

Буерак — сухой овраг.


Понятие народности

Говоря о народности искусства, наиболее проницательные и глубокие представители эстетической мысли понимали, что это не просто непосредственно переживаемый момент художественности, а чаще всего — проблема, возникающая в ходе наших размышлений по поводу художественного творчества. Поэтому они отдавали себе отчет в том, что в данном случае речь должна идти не о простом противопоставлении «народного» искусства «ненародному», а о том, в каких конкретно аспектах и в каком смысле те или иные формы художественной культуры должны рассматриваться как народные. Категорию народности, следовательно, правильнее понимать не столько как выражение какого-то определенного признака, свойства, сколько как обозначение некоторого «поля проблем» эстетической теории и художественной критики. В этом ее отличие от атрибутивных эстетических категорий типа прекрасного, безобразного, возвышенного и ряд др., фиксирующих то или иное качество эстетического восприятия.

Однако понятие народности нелегко раскрыть во всей его комплексности. Поэтому у многих теоретиков анализ его был ограничен выделением отдельных, хотя нередко и важных, его сторон. Наиболее крупные мыслители чувствовали этот недостаток, который явственно проявлялся в виде расплывчатости термина, нечеткости п неясности отдельных его аспектов, слишком расширительного его употребления, Так, Белинский писал по этому поводу: «Увы! С «народностью» сделалось то же, что никогда произошло с «романтизмом» и со многими другими словами, которые потому именно и утратили всякое значение, что слишком расширились в значении, которые потому сделались непонятными ни для кого, что казались всем слишком понятными»

Суть проблемы народности искусства состоит в анализе отношений народных масс к художественному творчеству и создаваемым в процессе этого творчества эстетическим ценностям. Коль скоро речь идет об отношении, в которое искусство входит как исторически развивающаяся форма культуры, ее вряд ли следует непосредственно свяывать с особенностями предмета искусства, или с особенностями одной только художественной формы.

Отношение, о котором мы говорим, может носить различный характер и проявляться по-разному. Нередко художественные формы, которые в одних отношениях могут быть охарактеризованы как народные, в других аспектах под такую характеристику не подходят. Кроме того, поскольку народность, как и все категории эстетики, является понятием историческим, развитие общества, изменение соотношения социальных сил, характера общественных потребностей (в том числе и эстетических) заставляют по-разному в зависимости от рассматриваемой исторической эпохи решать вопрос о народности той или иной формы художественного творчества. Поэтому вопрос этот можно охарактеризовать как сложную и многостороннюю проблему.

В научной литературе термин «народность» употребляется в следующих основных смыслах.

Во-первых, он обозначает степень и форму причастности народных масс к производству художественных ценностей.

Во-вторых, он используется для характеристики тех или иных произведений с точки зрения их реального потребителя (проблема доступности художественных произведений для народных масс).

В-третьих, народным именуется искусство, выражающее идеи, объективно соответствующие действительным интересам народных масс (хогя сами массы могут на том или ином историческом этапе' этого не сознавать, и данные произведения могут оставаться более или менее далекими от художественных вкусов и навыков широких слоев народа, до поры до времени не попятыми ими).

Иногда народным называют искусство, которое выражает идеалы, эстетические вкусы, мироощущение народных масс на данной ступени их исторического развития. В более узком смысле термин «народность» иногда используется для обозначения произведений, отображающих жизнь социальных низов или обращающихся к истокам культуры данного народа, к сго традициям.

Проблема народности во всех аспектах теснейшим образом переплетается с проблемой общечеловеческого. По сути народное — это ступенька, ведущая к общечеловеческому от узкоклассового, или сословного, содержания. Это понимали еще классики русской художественной культуры XIX в. В. Белинский, Н. Гоголь, И. Крамской отмечали, что общечеловеческое выражается в искусстве через народное (народно-национальное) как конкретную, реально-эмпирическую форму своего воплощения. Ведь нельзя любить и понимать человечество, не любя своей родины, своих национальных традиций, лучших качеств своих соотечественников. Народное в данном случае выступает как бы представителем общечеловеческого тем в большей степени, чем в жизни данного народа больше истинного, разумного и гуманного.

B послеоктябрьский период такое понимание народности утвердилось в советской науке 30—40-х гг. в ходе полемики с представителями вульгарно-социологического подхода к искусству и сегодня получает дальнейшее развитие на почве идеологии российского возрождения.

Очевидно, что конкретный научный анализ всех аспектов народности, которые по существу различны, относительно независимы друг от друга и по-разному сочетаются в различных художественных направлениях и творчестве отдельных авторов, требует разработанного и достаточно сложного категориального аппарата. Одним единственным суммарным термином «народность» здесь не обойтись. Требуется его конкретизация с помощью других понятий, таких как «идейность», «массовость», «доступность», «понятность», «популярность», «фольклор», «прогрессивное искусство», «национальная художественная форма», «национальная традиция» и др. Народность, следовательно, является ансамблевой категорией. Это значит, что она образует как бы центр, ядро системы конкретизирующих ее понятий и употребляется оно вместе с одной или несколькими из них.

Т. В. Кузнецова

Народное и аристократическое, монументальное и микроскопическое, древнее и современное искусство представлено на сайте Мозаика - материалы и технологии.



Следующая страница: Народность и национальное искусство

   • Начало  • Философские разговоры   • Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории   • Понятие народности  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master