Семь заветных слов   Даже тот, кому нечего сказать миру, найдёт для него пару крепких слов. (Иван Иванюк)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Своеобразие русской философии

А.Т.Павлов

На протяжении ХIХ и в первой половине ХХ в. почти все историки русской философии в той или иной мере затрагивали вопрос о своеобразии русской философии, или совсем отрицая его, или выдвигая каждый свои аргументы.

Н.Г Чернышевский, например, в 1856 г. писал, что «с того времени, как представители нашего умственного движения самостоятельно подвергли критике гегелеву систему, оно уже не подчинялось никакому чужому авторитету... Тут в первый раз умственная жизнь нашего отечества произвела людей, которые шли наряду с мыслителями Европы, а не в свите их учеников, как бывало прежде»

Чернышевский здесь имеет в виду в первую очередь А. И. Герцена и В. Г. Белинского. Но можно сказать и о самом Чернышевском: сознательно провозгласив себя учеником Л. Фейербаха, на деле он пошел дальше своего учителя и развивал идеи, характерные именно для русского национального сознания и отнюдь не повторяющие идеи западноевропейских мыслителей. (Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы//Н. Г. Чернышевский. Избр. филос. соч, Т. 1. М., 1950. С. 687.)

А. И. Введенский (1856 — 1925) же свою речь, произнесенную в 1898 г. на первом публичном заседании Философского общества при Петербургском университете, назвал «Судьбы философии в России», а не судьбы русской философии, Правда, говоря о заимствованном характере русской философии, он подчеркивал, что в мире вообще нет национальной философской школы, которая бы не опиралась на заимствованные идеи, что вся история философии свидетельствует о невозможности развития мысли без опоры на все богатство идей, существующих в мире. Однако среди русских мыслителей, проявивших действительно самобытный, оригинальный характер и оказавших влияние на весь цивилизованный мир, он назвал лишь Н. И. Лобачевского.

Другой историк русской философии Э. Л. Радлов (1854 — 1928) свою работу, опубликованную в 1912 г., назвал уже «Очерк истории русской философии» и говорит в ней о стремлении русских мыслителей создать свою оригинальную философию. В качестве первых оригинальных русских мыслителей он называет славянофилов. Правда, еще один историк русской философии, написавший фундаментальный труд и назвавший его «Очерк развития русской философии», Г. Г. Шпег (1878 — 1940) все же отказывает русской философии в оригинальности, как это делает и Б. В. Яковенко (1884 — 1948), опубликовавший' в 1939 г. большую работу по истории русской философии на чешском языке.

Надо сказать, что свою лепту в отрицание своеобразия русской философии внесли и русские марксисты. Однако их позиция в отношении русской философии не была результатом отрицательного отношения именно к русской философии. Она опиралась на распространенных среди марксистов мысль, что пролетариат не имеет отечества, что нации — это результат развития буржуазных отношений и они должны исчезнуть в будущем коммунистическом обществе. Поэтому среди марксистов вообще было несколько нигилистическое отношение «вопросам национальной специфики философской мысли. Она рассматривалась как мысль наднациональная, всемирная, в которой значение имеют лишь наивысшие достижения, ведущие к вершине философской мысли марксизм . С этих позиций вся мировая история философии рассматривалась как подготовка к марксизму. Естественно, что русская философия существенной роди в этой подготовке играть не могла, а следовательно, и не заслуживала особого внимания.

По настоящему о своеобразии и оригинальности русской философии заговорили русские философы, оказавшиеся после революции 1917 г. за рубежом. С наибольшей обстоятельностью этот вопрос в целом ряде крупных работ и статей разрабатывает Николай Александрович Бердяев (1874-1948). В исследованиях, посвященных мировоззрению Достоевского, Конст. Леонтьева (1923 и 1920 гг.), в ряде статей, а также в работе «Русская идея» (1945) Н. Л. Бердяев всесторонне анализирует характер русской философии, ее особенности и своеобразие.

Так же обстоятельно вопрос о своеобразии русской философии рассматривает Василий Васильевич Зеньковский (1881-1952), протоиерей, профессор Богословского православного института в Париже, опубликовавший в 1948 1950 rr. двухтомную «Историю русской философии».

Вопрос о своеобразии русской философии затрагивает в своем труде «Пути русского богословия»> (1937) протоиерей Георгий Васильевич Флоровский, который, как и Зеньковский, преподавал в Богословском ипстнтутс в Париже, а также Николай Онуфриевич Лосский (1870 — 1965), издавший в 1951 г. в Нью-Йорке свою «Историю русской философии» на английском языке.

В советской историко-философской науке вопрос о своеобразии и особенностях русской философии стал подниматься во время Великой Отечественной войны, но с особой остротой встал в конце 40-х гг., причем решался он на фоне и в связи с острой идеологической борьбой против так называемого космополитизма и решался далеко не научным образом. Во многих работах русская философия была провозглашена философией особого рода, будто бы развивавшейся независимо от зарубежных влияний и самостоятельно подошедшей к диалектическому и историческому материализму как вершине философской мысли.

Научный анализ своеобразия русской философии стал возможным только с середины 50-х гг. Но вопрос этот не очень-то волновал отечественных историков философии. В их исследованиях особое внимание уделялось интернациональному характеру развития философской мысли, особенности же национальной философской культуры они объясняли главным образом спецификой экономического и социально-политического развития различных народов, а не своеобразием национальной духовной культуры. Поэтому с наибольшей обстоятельностью вопрос о своеобразии русской философии до сих пор разработан не отечественной историко-философской наукой, а зарубежными русскими философами. При этом вне поля их зрения оказались все материалистические направления русской философской мысли, которые рассматривались ими как простое заимствование идей западноевропейской философии, не имевшие почвы в русской духовной культуре, хотят они и отмечали преобладавшее их влияние на общественное сознание, особенно в 60 — 70-х гг. XIX в.

Публикуется по изданию: Вестник Московского Университета, серия 7 - Философия. №6, 1992 год



Следующая страница: Русская философия: религиозность, историософичность, антропоцентризм

   • Начало  • Философские разговоры   • А. Т. Павлов. Особенности русской философии   • Своеобразие русской философии  

Доставка букетов цветов в Чесме dostavka-byketov.ru. || Flori24 Доставка цветов Усть Баргузин Служба доставки среди цветов.

  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master