Семь заветных слов   Словесная вода не имеет формулы, но полна формулировок. (Л. Сухоруков)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Свобода и необходимость

В соответствии с широко известной и популярной формулой свобода есть осознанная (познанная) необходимость. Это формула, ведущая свою родословную по линии «Спиноза — Гегель — Энгельс и далее», привлекает к себе тем, что принято называть диалектичностью. Она в лаконичной форме связывает воедино две противоположности, раскрывая их связь и взаимный переход. По крайней мере ей не откажешь в обаянии. Действие ее обаяния испытал на себе ранее и автор, так же как и похожей на нее формулы Ф. Бэкона «природу побеждают подчиняясь». Тем не менее, следовало бы взглянуть на нее более внимательно.

Отметим, что более поздними сторонниками к ней было сделано прибавление по сравнению с тем, как она выглядела у Спинозы и Гегеля. Это прибавление состояло в понятии практики и означало, что свобода есть не только познание необходимости, но еще и практическое действие в соответствии с познанной необходимостью. Однако ясно, что ядро формулы осталось прежним, потому она и вместе с прибавлением не изменила своего существа.

Видимо, вполне очевидно, что формула подчеркивает значение необходимости. Необходимость же здесь,— это в первую очередь научный закон. Необходимость, т. е. научный закон, человек не в силах изменить, отменить, он должен с ним непременно считаться. Формула в этом смысле выражает совершенно правильную методологическую установку науки, направленную против обскурантизма и наивного невежества. Она говорит о том, что нельзя делать все, что вздумается, что существуют законы природы (а затем и общества), которые следует прежде всего изучать, а уж потом решать, что мы можем, а что невозможно в силу самой природы вещей.

Таким образом, здесь мы имеем совершенно правильное подчеркивание того, что необходимость нельзя отменить и с ней следует считаться. Этот тезис является фундаментальным для всякого научного, рационального мышления. Без его признания произойдет скатывание, иначе не скажешь, в болото обскурантизма и невежества.

Вот здесь-то возникает вопрос; но при чем тут свобода? Неужели свобода может состоять в послушании, необходимости? Да, нельзя отменить законы природы, да, их следует изучать, с ними следует считаться. Но вопрос о свободе здесь еще просто остается открытым, он еще даже и не поставлен. С другой стороны, что произойдет с необходимостью после ее познания, почему она вдруг станет свободой? Необходимость так и остается необходимостью, сколько бы ее не познавали. Формула призывает лишь к послушанию необходимости, полагая, что именно в этом состоит свобода. На деле же здесь есть только необходимость, и только она — прикрытая словесной эквилибристикой. Необходимость существует в виде законов природы, общества, а также обстоятельств, которые часто бывают сильнее нас. Но человек, потому и остается человеком, что он, зная о необходимости, может соглашаться или не соглашаться с ней, может принять или не принять её.

Подчеркнем ешё раз, что говоря о свободе, разумеется, не следует забывать о необходимости. Очень наивно полагать, что можно отменять необходимость, что можно поднять себя за волосы, создать вечный двигатель, полететь, взмахнув руками, и т. д.— рассчитывать на подобные чудеса всерьез — совершенно нелепо, если не сказать больше.

Необходимость существует,— хотим мы того или не хотим. Человек же может с ней соглашаться или не соглашаться, и на самом деле он так и поступает, покуда живет. Чтобы понять это, требуются некоторые нравственно-волевые усилия.

Обратим внимание на то, что в обществе, где среднее образование стало почти поголовным, заниматься тем, что постоянно подчеркивать существование законов природы, значит непрестанно повторять банальные вещи. О законах природы, конечно, не следует забывать, но утверждать, что свобода есть познанная необходимость, равносильно тому же подчеркиванию некоторой банально-очевидной истины, например, что через себя не перепрыгнешь. Правда, эту банальность стремятся возвести в ранг глобальной и вечной истины,— а это уже опасно.

Послушание необходимости, выдаваемое за свободу, само понятие которой всегда ассоциировалось с самым возвышенным, самым дорогим для духовного бытия человека, на деле сводит к нулю то, что делает человека человеком, приравнивая его к одному из предметов или в лучшем случае к некоторой приспосабливающейся, ползающей твари. Изучать законы природы, знать их, уметь взвешивать все обстоятельства, учитывать максимально возможное число факторов — доказывать важность подобных императивов значило бы ломиться в открытую дверь. Но и привязывать все вышепечисленное к понятию свободы незачем.

В. Ф. Шаповалов

Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год. Стр.71-79.


Свободное творчество - в литературных опытах Наблюдателя на сайте 1395.ru. Заметки и размышления об истории, географии, культуре. Дела минувших лет и современные события, впечатления и эмоции, путешествия и необычные фотографии.



Следующая страница: Безусловность свободы духовного самоопределения

   • Начало  • Философские разговоры   • В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество   • Свобода и необходимость  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master