Семь заветных слов   Нет ничего такого, чего нельзя сказать словами. Разве что ты не знаешь таких слов.  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Слово ПушкинаДорога в Захарово
Усадьба Захарово
Хозяйка Захарова - Мария Алексеевна Ганнибал
Арина Родионовна и другие захаровцы
Прогулки в Большие Вяземы
Становление юного поэта в Захарове
Первые творческие опыты Пушкина в Захарове
Долгая разлука и короткое возвращение
Поэт и вельможа
Пушкин в Архангельском
Музей А.С.Пушкина в Торжке


Словарь старинных слов:

Бахарь — говорун, краснобай.


Татьяна Латукова - детектив Ведьма в лесу
Остросюжетный роман
Татьяны Латуковой
ВЕДЬМА В ЛЕСУ

Поэт и вельможа

...Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
что благосклонствуешь ты музам в тишине...
А.С.Пушкин

Окресности Москвы необычайно богаты разнообразными архитектурными памятниками. Подмосковные усадьбы - создание неизвестных крепостных художников и мастеров, изумляют своей стройностью, гармонией пропорций и изяществом форм. Большой популярностью как у москвичей, так и у приезжих пользуется знаменитое Архангельское, расположенное на высоком, отлогом берегу Москвы-реки. В XVI веке здесь была ничем не примечательная усадьба, которая в половине XVII века перешла во владение Шереметевых, затем Одоевских, а с 1703 г.— Голицыных. К этому времени там уже существовала сохранившаяся до нас каменная церковь, и невдалеке от нее окруженный фруктовым садом деревянный господский дом.

Усадьба Архангельское
Архангельское


В 30-х годах XVIII века при владельце Архангельского Дмитрии Михайловиче Голицыне начался расцвет поместья. Постепенно оно утратило свое хозяйственное значение и в дальнейшем стало одним из крупнейших культурных очагов дворянского Подмосковья. Второй период расцвета Архангельского начался много позднее, уже в 80-х годах XVIII века, при внуке Голицына — Николае Алексеевиче. Тогда-то был перепланирован, расширен и украшен садовой скульптурой роскошный парк, сооружен каменный двухэтажный дом с антресолями. Усадьба раскинулась на высоком берегу причудливо извивавшейся, точно серебристая лента, реки. С горы открывался великолепный вид на зеленые, покрытые цветами луга, на синеющие дали. «Село Архангельское, - писал побывавший там писатель Н.М. Карамзин, - вкусом и великолепием садов своих может удивить... Счастливое редкое местонахождение еще возвышает красоту их».

Князь Николай Борисович Юсупов
Князь Николай Борисович Юсупов


Таким Архангельское досталось князю Н. Б. Юсупову, когда в 1810 г. после смерти Н. А. Голицына его вдова продала имение вельможе. Новое поместье полюбилось Юсупову. Он стал бывать здесь чаше, чем в других своих владениях, не переставал достраивать и украшать усадьбу, щедро расходуя на это огромные средства. Много лет крепостные мастера по проектам русских архитекторов создавали в Архангельском дворец. Наконец, только к 30-м годам XIX века дворец приобрел тот вид, который сохранился и до наших дней.

Двухэтажный, увенчанный красивым бельведером, он представляет собой превосходный образец изящного зодчества в стиле классицизма, характерного для старых дворянских гнезд. Таким сделали Архангельское его талантливые творцы — крепостные мастера и художники. Портрет хозяина усадьбы дошел до нас среди сохранившихся рисунков Пушкина. На черновике стихотворения Пушкина «К вельможе» изображен согбенный старик в парике и кафтане екатерининского времени. Опираясь на трость, он прогуливается по парку. Над рисунком латинская надпись: «Сагре diem» (лови момент), которая при сопоставлении с изображением звучит нескрываемой насмешкой. Этот рисунок дополняет великолепный словесный портрет князя, сделанный Пушкиным в послании «К вельможе».

Рисунок Пушкина на рукописи «К вельможе»
Рисунок Пушкина на рукописи «К вельможе»


Мастерское произведение великого поэта было высоко оценено В. Г. Белинским: послание, «в котором такою мощною и широкою кистию, с такой полнотою, глубокостию и верностию изобразил нам поэт характер, дух и поэзию. словом, творчески воспроизвел идею русского XVIII века, полного славы и величия, пиров и роскоши, сомнений ума и жажды наслаждения».

Потомок владетельного ногайского князя Юсуф-Мурзы, род которого переселился в Россию еще в XVI веке, Николай Борисович Юсупов был одним из самых богатых русских вельмож. Рано оставив военную службу, он долгое время жил и путешествовал за границей. Был у Вольтера, познакомился с Бомарше, дружил со скульптором Кановой. В 80-х годах XVIII века он посланник в Турине; позже, в Петербурге, — управляющий государственными театрами и Эрмитажем, а в последние годы жизни — начальник Кремлевской экспедиции в Москве.

Н. Б. Юсупов был образованным человеком, большим любителем и знатоком искусства. Закупая за границей художественные ценности.для Эрмитажа, он- смог собрать великолепные коллекции и для себя. Огромные богатства, успехи на службе, положение в обществе — все.способствовало тому, что смыслом жизни Юсупова стало наслаждение всеми радостями бытия. Это очень хорошо понял Пушкин, создавший в своем стихотворении «К вельможе» портрет Юсупова - эпикурейца:

Ты понял жизни цель: счастливый человек,
Для жизни ты живешь. Свой долгий ясный век
Еще ты смолоду умно разнообразил,
Искал возможного, умеренно проказил;
Чредою шли к тебе забавы и чины.

Пушкин отметил и любовь Юсупова к литературе и искусству:

Книгохранилище, кумиры и картины
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,

и его умение ценить и понимать красоту, и неувядаемую свежесть мысли:

Я слушаю тебя; твой разговор свободный
Исполнен юности. Влиянье красоты
Ты живо чувствуешь...

Но в то же время от внимания поэта не ускользнули и недостатки, типичные для вельможи XVIII века. Пушкйн подчеркивает сибаритство и эгоизм Юсупова. Погружаясь в созерцание первоклассных художественных ценностей, он не желает замечать окружающей жизни:

Ты, не участвуя в волнениях мирских,
Порой насмешливо в окно глядишь на них...

Свидетель событий, потрясших мир: французской революции, войны 1812 года, восстания декабристов — Юсупов оставался спокойным и невозмутимым.

...смотри: вокруг тебя
Все новое кипит, былое истребя,—

пишет Пушкин и констатирует: «Один все тот же ты».

Портрет, созданный Пушкиным, это обобщенный образ вельможи XVIII века, утонченного эпикурейца, любителя изящного и в то же время барина — жестокого крепостника.

С хозяином Архангельского Пушкин встречался несколько раз. Надолго сохранились воспоминания детства: переулок в приходе св. Харитония в Огородной слободе и удивительный юсуповский дом, в котором некоторое время жили Пушкины. Большой, двухэтажный, со сводами, он представлялся ребенку дворцом из чудесной сказки. Дом своеобразной архитектуры, он чудесно гармонировал с окружающей зеленью, от которой падали причудливые тени. Пышно украшенные фасады, разнообразные наличники окон придавали ему праздничный, торжественный вид.

В великолепном юсуповском саду Пушкин много гулял ребенком. Разбитый в стиле версальских парков, сад был украшен первоклассной скульптурой, порфирными гротами, фонтанами и лестницами. В детских переживаниях поэта этот сад занимал значительное место. Не случайно в плане своей автобиографии под рубрикой «Первые впечатления» он записал: «Юсупов сад. Землетрясение. Няня».

Самой большой примечательностью в доме Юсупова был крепостной театр. Зимой спектакли шли в специально построенном здании в Москве. Летом представления продолжались в театре села Архангельское. Николай Борисович Юсупов был страстным любителем театра. Однако с труппой своих первоклассных актеров он обращался деспотически, как жестокий крепостник. До сих пор в Большом Харитоньевском переулке в Москве сохранился флигель, все окна которого были забраны решетками. Во времена Юсупова здесь жили крепостные артисты.

Может быть, маленького Пушкина иногда брали в юсуповский театр, если не на спектакли, то на репетиции. Может бьпь, уже тогда будущий свободолюбивый поэт за кулисами крепостного театра наблюдал неприятные, если не страшные сцены.

Как бы то ни было, именно на почве благородной страсти к театру и состоялось знакомство Юсупова с семьей Пушкина. Сошлись, с одной стороны, знатный вельможа, владелец собственного театра, с другой — небогатые дворяне, но известные в Москве театралы и тонкие ценители искусства — братья Пушкины. С конца 1801 г. семья Пушкиных поселилась, по предложению Юсупова, в его городской усадьбе. Подробности дальнейших взаимоотношений Пушкиных с Юсуповым неизвестны. Но какие-то связи, несомненно, сохранились на много лет.

Александр Сергеевич Пушкин побывал в Архангельском весной 1827 года, после возобновления знакомства со старым вельможей.

Н.П.Верховская




Следующая страница: Пушкин в Архангельском

   • Начало  • Слово Пушкина   • Поэт и вельможа  


  Лирика Древнего Египта  |  Ораторы Древней Греции  |  Русские былины  |  Философские разговоры
Слово Пушкина  |  Литературная гостиная  |  Лингвистика
 
  © Семь заветных слов, 2009-2016.
Статьи, лекции, заметки по лингвистике и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи известных людей, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры художественной литературы.
О проекте
Карта сайта
Сделано Tatsel.ru
Яндекс.Метрика