Семь заветных слов   Брось пустые слова! (Персий Флакк Авл)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Слово ПушкинаДорога в Захарово
Усадьба Захарово
Хозяйка Захарова - Мария Алексеевна Ганнибал
Арина Родионовна и другие захаровцы
Прогулки в Большие Вяземы
Становление юного поэта в Захарове
Первые творческие опыты Пушкина в Захарове
Долгая разлука и короткое возвращение
Поэт и вельможа
Пушкин в Архангельском
Музей А.С.Пушкина в Торжке




Татьяна Латукова - детектив Ведьма в лесу
Остросюжетный роман
Татьяны Латуковой
ВЕДЬМА В ЛЕСУ

Музей А.С.Пушкина в Торжке

В 1972 году в дни Всесоюзного праздника поэзии в городе Торжке открылся музей А. С. Пушкина. Его экспозиция, размещенная в старинном особняке, рассказывала о связях Пушкина с Тверским краем, о Торжке и Новоторжском уезде где поэт не раз бывал проездом. Эти темы остались главными и в экспозиции торжокского музея, посвященной «годам странствий» Пушкина по дорогам России и прежде всего — частым поездкам по тракту Петербург — Москва. Авторы экспозиции музея — сотрудники Государственного музея А. С. Пушкина С. Т. Овчинникова, Ю. Л. Керцелли и Калининского государственного объединенного историко-архитектурного и литературного музея Л. А. Казарская, Г. М. Гречишкина, Т. В. Горох, Т. Е. Рыжикова. Художественный проект и оформление принадлежат художникам Калининского отделения Художественного фонда РСФСР А. И. Боброву, Г. Н. Ореликову, И. С. Сурикову и Л. В. Фадееву.

А. С. Пушкин изъездил всю Россию, видел своими глазами родную землю, узнавал и еще больше любил ее. Впервые он проехал по главному тракту России двенадцатилетним мальчиком, когда В. Л. Пушкин вез определить своего племянника в Царскосельский лицей. Потом торопился с фельдъегерем по велению нового царя и возвращался свободным в свою «избу», а далее — поездки к друзьям, по делам издательским и последнее возвращение в Петербург в мае 183б года.

Устами своего героя из «Станционного смотрителя» он мог сказать: «В течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы». Поэт и героев своих проводил по тем местам, где бывал сам.

Мелькают мельком, будто тени,
Пред ним Валдай, Торжок и Тверь.

Его путь по России составил около тридцати пяти тысяч верст, из них половину он проехал по Петербургско-Московскому тракту. Это сотни верст по Тверской губернии, по «гордым волжским берегам», «то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком».

Музей А.С.Пушкина в Торжке
Музей А.С.Пушкина в Торжке


Здание музея — это старинный особняк на Ямской улице. Замечательным документом пушкинского времени является карта почтовых дорог Российской империи 1813 года, на которой отмечены почтовые станции от Петербурга до Москвы. Отсчет верстам по Петербургско-Московскому тракту начинался от Петербурга, поэтому первая почтовая станция в экспозиции — Петербург.

Работы художника Б. Паторсена помогают представить «строгий, стройный вид» северной столицы, красотой которой был пленен Пушкин. Но город русской культуры, центр просвещения был ненавистен поэту из-за царя и светской черни, которые преследовали его свободолюбивую поэзию. Это в Петербурге возникло дело о «непозволительных» произведениях А. С. Пушкина, а, значит, возникла угроза новой ссылки.

Рядом в экспозиции размещены материалы, рассказывающие о жизни «неугомонного» Петербурга, документы допроса Пушкина в связи с появлением стихотворения «Андрей Шенье» и поэмы «Гавриилиада», строки поэта, отражающие настроение этих дней:

Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне...

Дорога, путешествия — это был единственный способ хоть на время уйти от суеты большого города. И вот в который раз «коляска легкая в дорогу его по почте понесла».

В 23 верстах от Петербурга, как указывает табличка на верстовом столбе в экспозиции, — станция Ижоры. Невольно вспоминаются пушкинские стихи: «Подъезжая под Ижоры...», адресованные его тверский знакомой Катеньке Вельяшевой. Дорога давала возможность вспоминать, думать неторопливо и сосредоточенно.

Крупной почтовой станцией на Новгородской земле был Валдай. О нем упоминалось в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, о нем скажет и Пушкин в своем шутливом письме-путеводителе к С. А. Соболевскому:

У податливых крестьянок
(чем и славится Валдай)
К чаю накупи баранок
И скорее поезжай.

Изображение валдайской девушки со связкой баранок, с ягодами в лукошке представлено в музее на раскрашенной гравюре XVIII века. Остановка на почтовой станции - это всегда событие, об этом Пушкин не раз рассказывал в своих письмах и произведениях: «Приехав на станцию, я отдал кривому смотрителю свою подорожную... Но с неизъяснимым неудовольствием услышал я, что лошадей нет... Нечего делать! Я покорился необходимости». ' Нужно было ждать. Другие же, требуя лошадей, сыпали на голову бедного смотрителя угрозы, ругательства. О жизни «сущего мученика четырнадцатого класса», затерянного между полосатыми верстами, впервые сочувственно заговорил Пушкин.

В экспозиции создан условный интерьер, воспроизводящий уголок почтовой станции: простой крестьянский стол под образами, широкая лавка для приезжающих, непременная дорожная шкатулка. На стене-простенькое зеркало, акварельный план почтовой станции в селе Выдропужске Тверской губернии.

Есть в экспозиции и подлинная подорожная XIX века, а в копии-подорожная, выданная А. С. Пушкину от С.-Петербурга до Торжка 19 октября 1828 года. Кажется, только что внесли сюда сундук путника, большой и надежный. Минуты ожидания... Иногда это были минуты творчества. Все необходимое в шкатулке. «Я сел под окно: передо мной отпряженная телега... Ямщики разбрелись... » В окно виден крестьянский двор. Оживший уголок крестьянского двора можно увидеть и в экспозиции музея: зимний возок, упряжь, украшенная металлическими накладками, дуга 183б года работы русского умельца. Вот-вот вздрогнет колокольчик — «дар Валдая» и разольется песней.

Музей А.С.Пушкина в Торжке
Музей А.С.Пушкина в Торжке. Фрагмент экспозиции


Каждый раз, отправляясь в путешествие, нужно было запастись терпением. В дороге было нелегко. В письмах к жене, представленных в экспозиции (1833 — 1834 гг.), рассыпано немало сведений об этом. Вот в каких выражениях описывал Пушкин поездку из Москвы в Петербург по лучшей из дорог времени: «Коляска требовала поминутно починки; рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумертвым». В творчестве своем поэт уделил внимание плачевному состоянию русских дорог:

Теперь у нас дороги плохи
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают.

Эти строчки седьмой главы «Онегина» не случайно приведены в экспозиции — рождались они на тверских дорогах.

Петербург — Москва — дорога Радищева и дорога Пушкина. Еще Радищевым были нарисованы безотрадные картины крепостной действительности, которые он увидел здесь. Пушкин в своем произведении «Путешествие из Москвы в Петербург» в главах о Тверской губернии пишет о таком же бедственном, как и при Радищеве, положении народа: «Ничто так не похоже на русскую деревню в 1662 году, как русская деревня в 1833 году. Изба, мельница, забор — даже эта елка, это печальное тавро северной природы - ничто, кажется, не изменилось».

В музее представлен автограф одной из глав его «Путешествия» — главы «Медное», где поэт обличает гнусную практику продажи крепостных людей, цитируя запрещенное произведение А. Н. Радищева. Рядом документ этого злодеяния: купчая новоторжского помещика Шишкова на продажу дворовых людей другому помещику. Иллюстрацией «барства дикого» служит акварель Аткинсона, где показано наказание плетьми, которое часто применялось в крепостной России. Иногда орудием наказания непокорных становилось клеймо и кандалы, представленные в экспозиции.

Заветной мечтой Пушкина оставалось просвещение народа. Поэт видел ум и талантливость крестьянина. «О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны», — пишет он в «Путешествии из Москвы в Петербург». Надо было научить народ мыслить, воспитать в нем ненависть к деспотизму и рабству. Мысли в дороге... Какие только мучительные думы не тревожили поэта.

Вот и Торжок. Небольшой уездный городок на «государственной дороге», известный искусством новоторжских мастериц-золото-швей, с постоялыми дворами-гостиницами. «Остановясь в славном трактире Пожарского», он читает главу из книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» под названием «Торжок». Горькие обиды на царскую цензуру вызывает это чтение. Тень Радищева, его вольнолюбивые прорицания волнуют Пушкина.

Музей А.С.Пушкина в Торжке
Музей А.С.Пушкина в Торжке. Фрагмент экспозиции


Более 20 раз проездом бывал Пушкин в Торжке. Город интересовал его богатой историей, замечательными постройками местного архитектора Н. А. Львова. В музее — чертежи и рисунки этих построек. Экспозиция центрального зала рассказывает о пребывании поэта в Торжке, о гостинице, где Пушкина встречала та самая Пожарская, что варила «славный квас» и жарила «славные котлеты». Ее портрет работы придворного художника Т. Неффа находится в экспозиции. Здание гостиницы Пожарского в Торжке сохранилось.

Проезжая через Торжок, Пушкин, по воспоминаниям М. П. Гортынской, правнучки П. А. Оленина, бывал в доме на Ямской. Особняк этот, построенный в конце XVIII — начале XIX века, является архитектурным памятником пушкинской поры.. История этой городской дворянской усадьбы связана с именами Львовых и Олениных, позднее здесь жили потомки Олениных Балавинские. Петра Алексеевича и Марию Сергеевну (урожденную Львову) Олениных Пушкин знал еще по Петербургу.

С начала 1830-х годов они жили в усадьбе Львовых Митино под Торжком, в Торжке, позднее — в имении Машук. Сейчас в экспозиции музея создан интерьер гостиной «старого дома». Вещи — немые свидетели прошлого — поступили в музей от потомков Олениных. Второе столетие отражает события в доме зеркало в старинной золоченой раме, попрежнему хранятся тайны в ларце из карельской березы.Почетное место на бюро занимает картечь с Бородинского поля как память об участии Олениных в Отечественной войне 1812 года.

С портрета А. Лашина смотрит седовласый, с добрыми карими глазами Петр Алексеевич Оленин. Жена его, Мария Сергеевна, изображена на акварели В. Гау и на рисунке К. Мазера. Ее вышивки, выполненные с большим вкусом и мастерством, придают интерьеру домашний уют. Сестре П. А. Оленина Анне, которую Пушкин любил «так искренно, так нежно», посвящены стихотворения «Предчувствие», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне...». В музее можно увидеть портреты А. А. Олениной, созданные художниками О. Кипренским и Г. Гагариным, а также черновые рукописи Пушкина, где его рука рисовала головку Олениной, писала ее имя.

Совсем недалеко от Торжка сохранилось имение Грузины, принадлежавшее друзьям Пушкина — Полторацким. Портреты в экспозиции знакомят нас с основателями Грузин Агафокклеей Александровной и Марком Федоро вичем Полторацкими. Планы и чертежи из «Архитектурного альбома», составленного в селе Грузины в 1834 году, дают представление об огромном господском доме, который называли дворцом, об арочном мостике и хозяйственных постройках в имении.

Поэт приедет в Грузины в марте 1829 года. Владелец Грузин генерал в отставке, герой войны 1812 года Константин Маркович Полторацкий был прекрасным собеседником и рассказчиком. Тогда же произошла встреча со старым знакомым — тверским учителем Раменским, собирателем древних книг и архивных материалов. Ему подарил Пушкин книгу В. Скотта «Айвенго» с дарственной надписью. На последней странице этой книги, взятой поэтом в дорогу, чьей-то рукой начертан план поездки от Петербурга до Торжка. От Торжка стрелка указывает на Грузины «к Полторацкому».

В Грузинах, имении своей бабушки, гостила и А. П. Керн. В музее можно увидеть зеркало, которое, по преданию, находилось в комнате Анны Петровны. Так случилось, что последний приют та, которой суждено было стать «чудным мгновеньем» в жизни Пушкина, нашла здесь же, под Торжком. Рисунок А. Львова показывает погост Прутню, где сохранилась могила со скромной плитой и незабываемыми строчками.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье
Как гений чистой красоты

Остановитесь в музее перед черновой рукописью этого стихотворения! Как долго поэт искал некоторые слова, и только строчка «и жизнь, и слезы, и любовь» родилась сразу, набело.

Друзьями Пушкина, связывавшими его с Тверской землей, были многие интересные люди. Среди них уроженец Тверской губернии П. А. Плетнев, которому Пушкин посвятил свое любимое создание — роман «Евгений Онегин»; литераторы Ф. Н. Глинка и И. И. Лажечников, долгие годы жившие в Твери; известные художники О. А. Кипренский и Г. Г.. Гагарин. В экспозиции музея не только портреты этих людей, но и посвященные им признательные и восторженные строки в стихах и письмах, раскрывающие многообразие человеческих отношений, связывающих поэта с ними.

Подходит к концу знакомство с музеем. Экспозиция, начатая видами Петербурга, завершается изображениями Москвы, конечным пунктом путешествия Пушкина по Петербургско-Московскому тракту. Здесь же модель памятника Пушкину в Москве.

Бегут годы. А Пушкин не отдаляется от нас, становится ближе и роднее. Поэтому пророчески звучат его слова в элегии «Андрей Шенье».

Я скоро весь умру. Но тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами.


Т.Е.Рыжикова
Публикуется по изданию: Музей А.С.Пушкина в Торжке. Калинин, 1988



   • Начало  • Слово Пушкина   • Музей А.С.Пушкина в Торжке  


  Лирика Древнего Египта  |  Ораторы Древней Греции  |  Русские былины  |  Философские разговоры
Слово Пушкина  |  Литературная гостиная  |  Лингвистика
 
  © Семь заветных слов, 2009-2016.
Статьи, лекции, заметки по лингвистике и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи известных людей, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры художественной литературы.
О проекте
Карта сайта
Сделано Tatsel.ru
Яндекс.Метрика