Семь заветных слов   Слово часто бывает убедительнее золота. (Демокрит)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Особенности русской философии

А. Т. Павлов

Вопрос о своеобразии русской философии, ее особенностях имеет более чем вековую историю. С 40-х гг. прошлого века, когда русские философы занялись изучением истории философской мысли в России, сразу встал вопрос о том, можно ли говорить о русской философии как самобытном и оригинальном явлении, или же более правильно говорить о философии в России, т. е. о существовании в России философских идей, корни которых лежат не в России, а за ее пределами, в России же они лишь распространяются, но не рождаются.

Уже в первом исследовании истории русской философии архимандритом Гавриилом (В. Н. Воскресенским) ' характер философии, ее национальные особенности объясняются характером народа, его психологическими и хозяйственными чертами, которые в свою очередь объясняются не только выпавшей на долю данного народа божьей благодатью, но и географическими условиями. (Архимандрит Гавриил. История философии. Ч 6. Казань, 1840)

Своеобразие русской философии  
Вопрос о своеобразии русской философии, ее особенностях имеет более чем вековую историю. С 40-х гг. прошлого века, когда русские философы занялись изучением истории философской мысли в России, сразу встал вопрос о том, можно ли говорить о русской философии как самобытном и оригинальном явлении, или же более правильно говорить о философии в России, т. е. о существовании в России философских идей, корни которых лежат не в России, а за ее пределами, в России же они лишь распространяются, но не рождаются.

Русская философия: религиозность, историософичность, антропоцентризм  
Историки русской философии сходятся во мнении, что главной особенностью русской философской мысли является ее связь с религиозным мировоззрением. «Все развитие русской философии, — пишет, например, Н. Лосский, — нацелено на истолкование мира в духе христианства». Причем христианства в его православной интерпретации. Начало самостоятельной философской мысли в России, пишет он, связано со стремлением «опровергнуть немецкий тип философствования на основе русского толкования христианства, опирающегося на сочинения отцов восточной церкви и возникшего как результат национальной самобытности русской духовной жизни».

Русская философия: панморализм, онтологизм, органицизм  
Обосновывая тезис о антропоцентричности русской философии как ее своеобразной черте, В. В. Зеньковский подходит к еще одной характерной особенности русской философии, которую отмечают и другие историки философии. Речь идет о панморализме, о моральном аспекте многих обсуждаемых в русской философии проблем. У русских мыслителей, пишет Зеньковский, «всюду доминирует (даже в отвлеченных проблемах) моральная установка: здесь лежит один из самых действенных и творческих истоков русского философствования».

Русская философия: антибуржуазность  
Русские философы видели в буржуазности некую усредненность (К. Леонтьев), отсутствие высоких творческих порывов (Бердяев), мещанский дух сытости и успокоенности (Герцен), приоритет материальных ценностей над духовными (Достоевский). Но ведь все это не выражает духа буржуазности, все это явления, сопутствующие буржуазному устройству жизни, но отнюдь не определяющие ее. Ростовщичество, рантье — это отнюдь не буржуазность, а наросты на буржуазности. Буржуазный же дух — это дух инициативы, предприимчивости, дух риска и труда до самозабвения. Преуспевающий буржуа-всегда труженик. Безделье — путь к разорению, и потому буржуазность — это апофеоз трудовой деятельности, т. е. то, что глубоко чуждо и рабовладельческой и феодальной идеологии и психологии.

Русская философия: свобода и право  
Противопоставление внутренней свободы господству внешней необходимости мы находим уже у И. В. Киреевского и Л. С. Хомякова. Подчеркивая примат свободы, исходящей из внутренних убеждений человека, они рассматривали как сугубо негативное внешнее ограничение человеческой свободы, подчинение человека господству внешних обстоятельств.

Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год. Стр.71-79.



   • Начало  • Философские разговоры   • А. Т. Павлов. Особенности русской философии  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master