Семь заветных слов   Женщина может часами говорить о том, что у нее просто нет слов. (Яна Джангирова)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Философия В. Соловьева

О. С. Пугачев

В истории философии не так легко выделить имена тех мыслителей, чья жизнь полностью соответствовала бы их учению, хотя н ясно, что абсолютного совпадения быть не может, а, исходя из сущности человека, вероятно, и не должно, но важно другое — максимальная близость слова и дела. В этом отношении для нас представляет существенный интерес обращение к такой яркой личности прошедшего столетия, как Владимир Соловьев (1853 — 1900), философу и поэту, публицисту и литературному критику. Что Соловьев был человек необыкновенный, свидетельствуют материалы многочисленных воспоминаний (Величко В. Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. Изд, 2. Спб., 1904; Трубецкой Е. Н. Миросозерцание В. С. Соловьева. М., 1913.), но ни необычайность соловьевского визионерства, ни призвание пророка, ни поразительное сочетание духа бунтарства и послушничества нас здесь занимать не будут — основное внимание мы уделим поведенческому аспекту этой недолгой, но богатой жизни, в его соотнесенности с основными принципами этического учения.

По поводу употребления последнего слова следует специально оговориться: философ заявлял о том, что своего учения не имеет, а собственную задачу видит в последовательном отстаивании принципов христианства, особенно такой идеи, как установление Царства Божия на земле как полноты социальной, духовной и политической жизни. Позиция философа объяснима и не должна вводить нас в заблуждение то, что. создал Соловьев в русской (и мировой) ~ философии есть именно учение и система со всеми их характерными признаками,— иное дело, когда речь идет о признании им абсолютной ценности и нравственного превосходства христианства.

Философия В. Соловьева: этические абсолюты  
В истории философии не так легко выделить имена тех мыслителей, чья жизнь полностью соответствовала бы их учению, хотя н ясно, что абсолютного совпадения быть не может, а, исходя из сущности человека, вероятно, и не должно, но важно другое — максимальная близость слова и дела. В этом отношении для нас представляет существенный интерес обращение к такой яркой личности прошедшего столетия, как Владимир Соловьев (1853 — 1900), философу и поэту, публицисту и литературному критику.

Философия В. Соловьева: идея воскресения  
Среди христианских основ соловьевского учения важно отметить идею воскресения, поскольку она имеет не только биологический, но и величайший нравственный смысл. Смерть — величайшее зло на земле, «бедствие всех бедствий». Для Соловьева жажда бессмертия и правды, понимаемой здесь как нравственное совершенство,— это то, что возвышает человека над природой. Бессмертие, взятое само по себе, не имеет смысла, так же. как теряет его и совершенство, когда оно силой времени и смерти обращается в прах.

Философия В. Соловьева: единство слова и дела  
Как же обстояли дела с теми моральными абсолютами, которые составляли живую ткань его этики? Находили ли они себе место в жизни? Отчасти, и именно там, где это зависело от Соловьева, да. Чтобы подтвердить данный тезис, нужно обратиться к фактам биографии, и на этом пути нас поджидает опасность превратить Соловьева в икону, чему как будто способствует и часть мемуарно-биографического материала.

Философия В. Соловьева: абсолют и мораль  
"Мы отчасти говорили выше о том ценном, что не затронуто временем в этике Соловьева. Попытка основать нравственность на фундаменте абсолюта также представляет отнюдь не только историко-философский интерес; наше время испытывает острую нужду в приоритете таких нравственных норм, как жалость, стыд, сострадание, любовь..."



   • Начало  • Философские разговоры   • О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master