Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами. (Конфуций) |
Лирика Древнего Египта | Ораторы Древней Греции | Русские былины | Философские разговоры | Слово Пушкина | Литературная гостиная | Лингвистика | ||
Главная Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама Мишель Эйнем из замка Монтень Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество А. Т. Павлов. Особенности русской философии О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение Литературная гостиная«Ведьма в лесу» Татьяны Латуковой «На той и этой стороне». Поэзия Екатерины Польгуевой Литературный и художественный Зарайск Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье Северные песни Евангелие, иллюстрированное Аракелом Геламеци Иконоведение - Спас Нерукотворный Валдай. Первые годы советской власти |
Философия и поэзия Омара ХайамаЛитература АзииОмар Хайям Гияссаддин Абу-ль-Фатх ибн Ибрахим (ок. 1048, г.Нишапур, после 1122) - персидский и таджикский поэт, математик и философ. Автор многочисленных математических и философских работ, а также получивших всемирную известность четверостиший (pубаи). Большую часть жизни провел в Балхе, Самарканде, Исфахане и др. Учился у прославленных ученых того времени. По поручению сельджукского султана провел реформу календаря, но его очень точный календарь не был внедрен. В своих философских взглядах Омар Хайям был последователем Аристотеля и Ибн Сины. Он признавал творца как источник первого толчка жизни, однако материалистически трактовал причинную связь явлений и признавал реальное существование объективного мира. Четверостишия Омара Хайяма отнюдь не являются иллюстрацией к его философским взглядам, как считают иные авторы. Поэзия Омара Хайяма - целый мир человеческих переживаний, которые переплетаются в многообразной и остроумной гамме поэтических метафор, олицетворений и сентенций. Четверостишия Омара Хайяма объединены общей идеей - пафосом свободы личности, протестом против несправедливости мира, призывом к наслаждению, к раскрепощению личности. Четверостишие Омара Хайяма - лирическая жанровая форма, с установившейся формой рифмы и варьирующейся композиционной структурой. Омар Хайям пользуется несколькими основными мотивами, вокруг которых он нанизывает свои "вольнодумные" мысли; гончар, гончарная мастерская и кувшины символизируют творца, мир и индивида; травка, выросшая из земли, в которую превратился человеческий прах, подтверждает мысль поэта о вечном круговороте жизни и материи. Немалое место в его стихах занимает культ вина и гуляки, в котором проявляется бунт Омара Хайяма против религиозных запретов ислама. Научные и философские сочинения Омара Хайяма известны в переводе на русский и другие европейские языки. Хотя его четверостишия пользуются мировой славой, ориенталисты сомневаются в принадлежности большинства из них Омару Хайяму. Впервые вопрос о подлинности четверостиший был поднят русским востоковедом В.А. Жуковским в 1897 году. Затем этой проблемой занимались А.Кристенсен (Дания), Ф.Розен и Г.Ремпис (Германия), Б.Силлик (Венгрия), Фоpуги (Иран), Аpбеppи (Англия). В послевоенные годы было обнаружено несколько рукописных списков, датированных довольно близко ко времени Омара Хайяма, однако иранские ученые (Нафиси и др.) считают эти списки мистификацией. Следовательно, из приписываемых Омару Хайяму более чем 400 четверостиший бесспорно принадлежащими ему можно считать только 66, содержащихся в наиболее древних источниках. Атрибуция же остальных четверостиший может оспариваться. Небольшой объем четверостиший не позволяет решить этот вопрос новейшими статистическими методами. Трактовка четверостиший Омара Хайяма у разных ученых носила диаметрально противоположный характер. Этому способствовали главным образом установки исследователей. Одни трактовали творчество Омара Хайяма в мистико-суфийском плане, другие воспринимали его в плане воспевания земной реальной жизни и ее радостей, третьи у Омара Хайяма находили атеизм. Но, как говорит сам Омар Хайям, "верный путь не тот и не этот". Современный читатель ценит в его стихах ту страстность, с которой он бичевал лицемеров и ханжей, его глубокие раздумья о смысле жизни, стремление к истине, непримиримую полемику с мракобесами. Омар Хайям - мастер отточенного стиха, умеющий вложить в четыре строчки рубаи целую гамму человеческих страстей и мыслей. Стиль Омара Хайяма не усложнен литературными красотами, сложной риторикой. Его любимые фигуры - олицетворения и перифразы. Ритм четверостиший гибкий, дающий автору возможность свободного выбора слов. М.Н. Османов По материалам портала Литература Азии Следующая страница: Мишель Эйнем из замка Монтень
|
Египет | Греция | Былины | Святые | Философия | Пушкин | Гостиная | Лингвистика |
© Семь заветных слов, 2009-2021. Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней. Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы. |
О проекте Карта сайта |
Web-master |
|||